Сергей Ляхов: «Толкания локтями между отечественными производителями молока мы не ощущаем, еще есть куда расти»

Компания «Сибирская Нива» (входит в группу компаний «ЭкоНива») за 14 лет смогла пройти путь от неизвестного совхоза до крупнейшего в Сибири производителя молока. Как этого удалось достичь, зачем строить в Новосибирской области самый большой в России завод по производству сыров и почему «Сибирская Нива» не боится делиться опытом с другими участниками рынка, рассказал региональный директор по Сибирскому региону ООО «Сибирская Нива» Сергей Ляхов.

— Расскажите о развитии бизнеса компании в Новосибирской области, о его основных вехах.

— История «Сибирской Нивы» началась в 2006 году с приобретения небольшого сельхозактива — бывшего совхоза «Пайвинский», на балансе которого было около 3,5–4 тыс. га земли. На тот момент у «Пайвинского» не было скота, а все хозяйство находилось в довольно упадочном состоянии. В 2008 году мы вышли на новый этап, приобретя крупный актив ЗАО «Маслянинское», в котором содержалось около 700 коров. В том же году было принято стратегическое решение о строительстве крупного животноводческого комплекса группы компаний «ЭкоНива» в селе Пеньково. Изначально проект был рассчитан на 1,2 тыс. фуражных коров, но постепенно — к 2011 году — его расширили до 1,8 тыс. голов. После этого началось активное масштабирование бизнеса в регионе. В период 2012–2015 годов был построен комплекс в селе Борково на 2,5 тыс. голов. На 2017–2018 годы пришелся рост животноводческого комплекса в Пеньково — с 1,8 тыс. фуражных коров до 5 тыс. В 2018–2019 годах был построен комплекс в селе Елбань на 6 тыс. голов. Итого компания за 14 лет своей истории прошла путь от 600 коров на старой ферме до 13,5 тыс. на современных животноводческих комплексах.

— Сейчас ваша компания крупнейшая в Сибири по поголовью КРС?

— В Сибири — однозначно. В России входим в первую десятку.

— За счет чего удалось обеспечить такие быстрые темпы развития?

— Это стало возможным, в первую очередь, благодаря надежному партнеру в лице Россельхозбанка. Практически каждый этап развития компании был обеспечен финансовой поддержкой РСХБ. Видя, что у нас все неплохо получается, банк открывал нам кредитные линии на любые наши амбициозные проекты. При поддержке АО «Россельхозбанк» мы построили четыре животноводческих комплекса, а в данный момент реализуем проект строительства завода по переработке молока на 1150 т в сутки, который станет крупнейшим не только в Сибири, но и в России.

Безусловно, без стабильного и четкого финансирования со стороны нашего партнера все эти проекты были бы невозможны. Россельхозбанк является отраслевым и в этом огромный плюс, так как такой партнер понимает потребности сельхозтоваропроизводителей. Он смотрит не только на финансовые показатели деятельности фермеров — долг и EBITDA, но и глубоко вникает в особенности бизнеса, понимает его специфику. Цикл между рождением телочки и получением прибыли — огромен. Он включает в себя и заготовку кормов, и строительство ферм, и ввоз скота. На этом пути случаются и кассовые разрывы, и рост складских запасов. Россельхозбанк всегда с пониманием относится к этому живому процессу, идет нам навстречу, помогает. Именно поэтому мы так широко шагаем.

— Какой объем инвестиций вложен в развитие компании в Новосибирской области?

— За все время с момента основания — более 15 млрд руб. С учетом строительства молокозавода это еще 20 млрд руб. По финансированию почти всех наших проектов с Россельхозбанком у нас сложилась практика, когда 90% инвестиций предоставляет банк, остальное — средства компании. Проект строительства завода не является исключением.

— Почему компания решила развивать направление молокопереработки в Сибири?

— Проект нашего завода четко вписывается в обновленную стратегию развития группы компаний «ЭкоНива». Эта стратегия была согласована с руководством Россельхозбанка и Минсельхозом РФ. Мы выходим на рынок не только как крупный сырьевой игрок, но и как уникальный российский бренд по производству продуктов питания от поля до прилавка. Новосибирский завод, который мы планируем ввести в эксплуатацию во втором квартале 2021 года, не первый молокоперерабатывающий актив в структуре группы. Но, безусловно, он станет флагманским проектом в сегменте молокопереработки.

— Планируете развивать экспортное направление? В какие страны?

— В числе самых перспективных — Китай и Средняя Азия, Казахстан, Монголия. Но мы попытаемся достать также до Индии и Японии. Наша компания уже получила аккредитацию на поставку молочной продукции в Китай. Первые несколько контейнеров с молочной продукцией уехали туда в виде пробы. Сейчас топ-менеджмент компании занимается установлением связей и снятием возможных барьеров для нашей продукции на этом направлении. Кроме того, часть продукции нашего завода мы считаем возможным поставлять в Европейский союз. Если качество продукции будет соответствовать премиальному сегменту, то почему бы и не попробовать.

— Хватит ли собственных мощностей «Сибирской Нивы», чтобы обеспечить завод сырьем?

— На момент запуска завода — в середине следующего года — мы будем производить 450–500 тонн молока в сутки. Если темпы строительства наших животноводческих комплексов будут соответствовать стратегии развития компании, то к 2023 году примерно 90% потребности завода мы обеспечим собственным сырьем, остальное будем приобретать на рынке.

— По вашим оценкам, растет ли уровень конкуренции на рынке производства молока?

— Внутренней конкуренции между российскими фермерами мы не видим. Более того, наша компания всегда готова сотрудничать с другими участниками рынка в плане обмена опытом, информацией о наработках. Не боимся, что такая открытость нам повредит. Сегодня есть несколько факторов, отражающих ситуацию в молочной отрасли: это и тотальное устаревание фондов, и массовое закрытие старых неэффективных ферм, и дефицит молока. По различным экспертным оценкам он составляет 8–10 млн тонн, которые мы ежегодно завозим из-за рубежа. Так что толкания локтями между отечественными производителями молока мы не ощущаем, здесь есть еще куда расти. На мировом рынке спокойно конкурируем по качеству продукции и уровню производства с европейскими и американскими фермерами. Но конкурировать с такими продуктами, как пальмовое масло, например, мы не сможем никогда. Натуральные молочные жиры всегда будут стоить дороже.

— На ваш взгляд, насколько комфортно сегодня вести агробизнес в России? Какие изменения в отрасли считаете значимыми?

— В плане развития молочного животноводства можно констатировать, что шаги властями принимаются правильные и эффективные. В частности, речь идет об исключении пальмового масла из льготного режима НДС и повышения его с 10 до 20%, а также обязательная маркировка молочных продуктов, в которых используется пальмовое масло. Нельзя забывать и о запуске системы «Меркурий», которая позволяет пресекать оборот некачественной продукции. Уже сейчас эти меры дают свои плоды: мы видим повышение спроса на цельномолочные продукты, на настоящее молоко, снижение интереса к суррогатам.

— Какие задачи поставил перед компанией коронавирусный кризис и как компания работает в новых условиях?

— С начала пандемии мы приняли и внедрили все необходимые профилактические меры: дезинфекцию, масочный режим, разделение смен и т.д. Мы прописали себе достаточно жесткий сценарий развития ситуации и подготовились к нему. К счастью, заболеваемости на предприятии удалось избежать. Благодаря действиям министерства сельского хозяйства Новосибирской области «Сибирская Нива» вошла в число системообразующих предприятий с непрерывным циклом работы и не прекращала свою деятельность на период пандемии коронавирусной инфекции. Ведь остановить жизнь фермы нельзя — коров нужно доить каждый день, кормить, ухаживать. Здесь не получится, как на конвейере, выключить кнопку и уйти на самоизоляцию.

— Расскажите о планах на ближайшие годы, о перспективных направлениях развития бизнеса компании.

— Сейчас все развитие нашей компании так или иначе связано со строительством этого завода и обеспечением его сырьем. Для выхода на производство 1 тыс. тонн молока в сутки нам необходимо еще 25–27 тыс. фуражных коров. Очевидно, что в ближайшей перспективе — от двух до четырех лет — нас ждет бурное развитие. С поддержкой Россельхозбанка мы планируем серьезно расширять животноводческие комплексы, строить новые. В сентябре 2020 года готовится к открытию комплекс в Черепановском районе. Он начал строиться в 2019 году. С выходом этого объекта на полную мощность — это конец 2020 года — в структуре «Сибирской Нивы» будет насчитываться 17 тыс. фуражных коров.

— Как вы для себя определяете миссию компании?

— Все просто — это обеспечение населения нашей страны качественными, доступными и вкусными продуктами питания.

Источник: Коммерсант