Обзор: Рынок козьего молока в России и мире

В России продукты из козьего молока остаются достаточно узкой нишевой категорией, основной ассортимент которой можно найти только в премиальных розничных магазинах, в то время как в Европе культура потребления козьих сыров имеет большую историю, а сама категория занимает устойчивую позицию на рынке. Milknews сравнил российский и западный рынки козьего молока и узнал, какие перспективы и угрозы есть у этого сегмента рынка.  

Козье молоко, сыр и детское питание  

Козоводство как отрасль интенсивно развивается как в России, так и во всем мире: из года в год стабильные цифры прироста показывают и производство, и переработка, и потребление. Тем не менее, по словам Директора аналитического департамента Союзмолоко Алексея Воронина, эта категория не может в полной мере конкурировать с коровьим молоком и в среднесрочной перспективе останется нишевой, поскольку готовая продукция из козьего молока считается премиальной и пользуется спросом в основном как гипоаллергенная и низколактозная молочная продукция. При этом, по мнению эксперта, продукция из козьего молока обладает высоким потенциалом развития, прежде всего, в сырах и детском питании.  

Из козьего молока производят твердые и смешанные сыры, а также основы смесей для детского питания, и в Европе еще с начала XX века козье молоко официально признано высокодиетическим продуктом, который рекомендуют при дефиците кальция и непереносимости лактозы.   

В мире  

Мировой рынок козьего молока в последние годы показывает интересные тренды: в развивающихся странах, которые являются основными производителями, объемы стагнируют или медленно падают, в то время как страны ЕС и Океания активно наращивают производство. Если посмотреть на общую картину, можно сделать вывод, что козоводство популярно не только в странах с низкими доходами населения, но и в странах с развитой культурой потребления молочных продуктов.   По данным ФАО ООН, в 2017 году общее производство козьего молока составило 18,7 млн тонн, из которых больше 6 млн было получено в Индии. Другими крупнейшими производителями наряду с Индией являются Бангладеш, Судан и Пакистан, всего на страны Африки и Азии приходится 75% всех производимых объемов козьего молока в мире.

    В целом, за пять лет производство козьего молока в мире увеличилось более чем на 1,6 млн тонн, и в последние годы динамика только растет — если в 2014 году она составляла около 1%, то по итогам 2017 она выросла до 4%.    Несмотря на то, что среди европейских стран в топ-15 производителей входят только Франция, Испания и Греция, переработка козьего молока в ЕС развита сильнее, чем на других рынках. Основным готовым продуктом является козий сыр: например, Франция ежегодно производит 107 тысяч тонн этого продукта, что составляет почти 19% от мирового объема, а прирост переработки за 2018 год составил целых 12%.

Несмотря на это, размер поголовья в стране составляет всего 10% от общего количества коз в Европе. Дополнительное сырье для переработки поставляет Румыния, на рынке козьего молока она является страной-фермой, производящей около 250 тысяч тонн сырья в год, но почти не имеющей собственной переработки.   

В России  

По данным Streda Consulting, в России производится около 256 тысяч тонн козьего молока в год, и объем производства медленно растет. По данным Росстата, поголовье коз в России второй год подряд составляет около 2,05 млн голов, однако с 2012 года оно незначительно снизилось, сократившись на 0,6%. В крестьянско-фермерских хозяйствах и сельхозорганизациях содержится около 22% общего поголовья, а основная часть коз содержится в ЛПХ. По оценкам экспертов, из общего числа голов доля молочных коз составляет не более 30%.    Всего в стране существует около двух десятков крупнотоварных козьих ферм, имеющих поголовье более тысячи коз. Крупнейшим производителем является объединение “Лукоз”, производящее более 2,5 тысяч тонн сырья в год, другими крупными игроками с собственными фермами являются УГМК-Агро, “Красная горка” и “Приневское”.  

Основные участники рынка реализуют инвестпроекты в козоводстве, планируя увеличивать поголовье и наращивать мощности. Так, “Лукоз” планирует увеличить поголовье с 10 до 30 тысяч коз, а УГМК-Агро — с 1300 до 12 тысяч. Одновременно с этим, планируется и расширение российских мощностей переработки: “Красная горка” планирует нарастить производство козьих и коровьих сыров с 4 до 9 тонн в месяц, а КМК “Надеждинский” инвестирует 500 млн рублей в новый завод. По заявлению руководства, мощность перерабатывающего предприятия составит 2 тысячи тонн молока в сутки, что позволит выпускать около 200 тонн сыра в год.    Несмотря на развитие рынка козьего молока, потребление в России остается крайне низким. Оно составляет менее 0,1 кг на человека в год: для сравнения, в Голландии, например, на человека приходится по 20 литров козьего молока в год. Розничный рынок категории оценивается в 1 млрд рублей, Euromonitor прогнозирует, что к 2024 году  продажи козьего молока могут превысить 1,41 млрд руб. Из-за высокой себестоимости, продукция из козьего молока позиционируется как премиальная, поэтому каналы продаж ограничиваются сетями вроде “Вкусвилл” и “Азбуки Вкуса”, сегментом HoReCa, фермерскими лавками и интернет-магазинами самих производителей. В денежном эквиваленте около 50% продаж категории составляет козье молоко, на сыры приходится около 39%. 

  На рынке детского питания смеси на основе из козьего молока также имеют большой потенциал, учитывая, что за четыре года импорт детских смесей на основе козьего молока увеличился на 12%, а рынок гипоаллергенных смесей объемом 2 млрд рублей фактически поделен между двумя крупными игроками (Kabrita и Nanny).  

Возможности и угрозы  

Рынок медленно растет, и перспективы есть как с точки зрения увеличения производства, так и потребления. Козье молоко может выиграть из-за роста популярности альтернатив коровьему молоку, поскольку также подходит людям с непереносимостью лактозы. Кроме того, производство гипоаллергенных смесей на основе козьего молока также имеет перспективы благодаря существующему потенциалу развития российского рынка детского питания, а в Китае эта категория имеет быстро растущий спрос, что в дальнейшем может стать преимуществом для экспортеров. 

  Тем не менее, у рынка остаются и слабые стороны: в первую очередь, связанные с санкциями. В случае их отмены, российские производители столкнутся с невозможностью конкурировать с мировыми игроками, в первую очередь, европейскими. Продукцию из козьего молока трудно реализовать в сетях, что связано как с низкими объемами производства в России, так и с низкими доходами населения. А китайский рынок пока что остается закрытым для российских компаний, и даже в случае открытия поставок отечественным переработчикам придется конкурировать с ведущими мировыми лидерами.