Как «Потоп» сделал Индию ведущим производителем молока

Индия – крупнейший производитель молока в мире, сумевший обойти традиционно «молочные» США ещё в 1990-х годах. Это особенно примечательно, учитывая, что в 1960-х страна страдала от дефицита молока.

Операция «Потоп», растянувшаяся на несколько десятилетий, не только изменила ситуацию, но и сделала производство молока основным занятием в сельской местности. Milknews взглянул на историю самого амбициозного молочного проекта.

Три этапа «белой революции» Программа операции «Потоп» была разработана Национальным советом развития молочной промышленности (National Dairy Development Board) под председательством Вергиза Куриена. Организация была создана в 1965 году при содействии Лала Бахадура Шастри, премьер-министра Индии. Руководитель ориентировался на успехи одного конкретного молочного кооператива, Amul, и решил распространить их на всю страну. Средства на первый этап программы, который проходил с 1970 по 1980 годы, Индия получала от ЕЭС, одной из составных частей нынешнего Евросоюза. Страны экономического сообщества закупали индийских компаний некоторые молочные продукты – например, сухое обезжиренное молоко и топлёное масло. Несмотря на то, что даже само название программы формировало образ «молочного потопа», цели программы не заключались лишь в одном количественном наращивании объёмов. На первом же этапе программы была заложена основа Национальной молочной сети (National Milk Grid). На первом этапе программы сеть объединяла лишь десять индийских штатов с четырьмя ключевыми городами – Дели, Мумбаи, Калькуттой и Ченнай. Сейчас же логистические цепочки соединили производителей молока с точками распространения в 700 населённых пунктах. На втором этапе программы, закончившемся к 1985 году, молочная промышленность в Индии вышла на самообеспеченность. Третий же этап был направлен на качественное её развитие – в частности, на продвижение научно-исследовательской работы. В частности, индийским учёным удалось разработать вакцину от тейлериоза – заболевания КРС, простирающегося от Средиземноморья до Китая. Операция «Потоп» изменила социальную ситуацию в сельских районах Индии. Прозрачность и надёжность поставок помогли индийским фермерам обрести полный контроль над производством и снизили цены на продукцию. На момент окончания программы в 1996 году около 10 млн фермеров стали зарабатывать себе на жизнь производством молока и молочной продукции.  

Проблемы современного молпрома

Индии Несмотря на успехи Индии во многих секторах экономики, она все ещё относится к развивающимся странам. Бельгийские учёные Эмма Янссен и Йохан Свиннен выяснили, что модернизации молочной отрасли мешают отсутствие внутригосударственного спроса на качественную продукцию. Ученые опросили аграриев в двух штатах Индии – передовом Пенджабе и развивающемся Андхра-Прадеше, – готовы ли они внедрять новые технологии. Сравнивая официальные ответы компаний с мнением фермеров, учёные установили, что ответы «с полей» отличались от оптимистичных данных. В частности, аграрии практически не придавали большого значения закупке высокопроизводительного скота или внедрению гигиенических практик. Компании в Индии предоставляли местным фермерам корма с улучшенной рецептурой и субсидии на их закупку, однако те в большинстве своём не пользовались предложениями. Исследователи отмечают, что в двух упомянутых штатах не проводилась просветительская работа, и фермеры не знали ни о пользе комбикорма, ни о способах их внедрению в производство.

Всё это, по мнению учёных, указывает на то, что растущая потребность в молоке сама по себе не приводит к общему росту качества. Исследователи предполагают, что в стране растёт спрос на уже существующие молочные продукты, которые не требуют более тщательного контроля качества. Другая гипотеза – экономическая: текущая инфраструктура и отсутствие образовательных программ делают внедрение новых технологий слишком затратным. Заключению контрактов мешают и неформальные договорённости, на которых держится сеть поставок в стране.

Автор: Юрий Литвиненко

Источник: Milknews