ТЕПЛИЧНЫЙ КЛАСТЕР ЧЕРНОЗЕМЬЯ ПРОДОЛЖАЕТ РАБОТАТЬ НА ЗАПАДНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

article65543.jpg

Несмотря на ввод в строй всё новых теплиц, ситуация с семенами и технологиями меняется медленно

 На отечественном рынке становится всё больше тепличных овощей российского производства. Только в регионах Черноземья за последние несколько месяцев ввели в строй десятки гектаров теплиц. Рынок овощей закрытого грунта до недавнего времени был занят импортом.

Теперь местные огурцы и томаты потеснили товар из других стран. Однако проблема зависимости от зарубежных поставок оборудования, семян и технологий остаётся актуальной.

Открывшийся в Белгородской области тепличный комплекс площадью 15 га и мощностью 11 тыс. тонн овощей в год уже отправил первые партии огурцов и салата в федеральные торговые сети. Член совета директоров предприятия Антон Цыцугин отметил, что объёмы производства изначально планировались с учётом потребностей рынка. Комбинат сможет «накормить» полтора миллиона человек — чуть меньше, чем всё население региона.

На заводе выращивают два сорта огурцов и сотни салатов в горшочках. Овощи могут спокойно пролежать в холодильнике несколько дней, что является преимуществом перед импортной продукцией: не все иностранные аналоги способны выдержать длинный логистический путь. Вскоре здесь посадят томаты. На экспериментальной грядке они уже есть.

Зависимость производства российских тепличных овощей от импорта продолжает существовать. Сто процентов семян и львиная доля оборудования для теплиц приобретаются за рубежом.

«Основным носителем технологий для нашего комплекса была выбрана голландская компания, для салатного отделения — финская. Энергоцентр — а от него в большей степени и зависит рентабельность — был приобретён у итальянских партнёров. Когда проект планировался к запуску, стоимость валюты начала расти. Но мы купили оборудование тогда, когда его цена из-за роста курса евро была достаточно комфортной, так что за рамки утверждённой финансово-экономической модели не вышли. Главной сложностью стало даже не это, а сроки. Много времени ушло на проектирование и решение проблемных вопросов: получение субсидий, поставку газа. Вышло так, что на строительство комбината у нас оставалось всего восемь месяцев», — приводит «Российская газета» слова Антона Цыцугина.

Одной из причин спешки представитель компании назвал обязательства перед торговыми сетями. Крупные ритейлеры предъявляют строгие требования к поставщикам: об объёмах и ценах нужно договариваться задолго до того, как продукт будет выпущен на рынок, а после — положить овощи на полки в срок.

Развитие тепличного кластера в регионах продолжится: нехватка овощей и зелёных культур пока ощущается остро.

«Именно поэтому каждый инвестор должен проанализировать рынок и решить для себя, какого партнёра выбрать. Есть вопрос соотношения цены и качества, а есть вопрос рисков. Многие российские предприниматели, которые выходят на рынок оборудования и технологий для теплиц, перенимают зарубежный опыт: кто полностью, а кто частично. Но когда мы планировали строить свой комбинат, решили сотрудничать с организациями, уже имеющими большой опыт в этом деле и готовыми нести гарантийные обязательства. Это недёшево. Но мы планируем получать высокие урожаи. И всё же надеемся, что российские предприятия предложат на рынке своё оборудование или сервис», — отметил Цыцугин.

«Предложений масса, но, действительно, все они, так или иначе, основаны на зарубежных технологиях. И когда инвестор выбирает между российским и импортным поставщиком, он видит, что там, на рынке, работают компании с 50-летней, а то и 70-летней историей. В России такого опыта нет. И хотя наши цены на те же металлоконструкции ниже, чем у зарубежных конкурентов, большая часть инвесторов пока отдаёт предпочтение им», — рассказал представитель курского предприятия по производству теплиц Сергей Данилин.

По словам эксперта, сами игроки «тепличного рынка» не делят поставщиков оборудования или расходных материалов на «своих и чужих». Этот бизнес — специфический, и на мировом рынке не так уж много компаний, формирующих отрасль. Как правило, на ситуацию влияет самый известный экономический закон: спрос рождает предложение. Если в Европе тепличный кластер начал развиваться давно и стремительно, то и производителей оборудования становилось всё больше.

«В России эта отрасль только оживает, и я думаю, ситуация будет развиваться так же, как с оборудованием для животноводства. Вспомните, ещё 20 лет назад эта отрасль полностью зависела от поставок из-за рубежа, но теперь бизнес стал инвестировать в эту сферу», — уверен Сергей Данилин.

Впрочем, минерально-ватный субстрат, удобрения и средства защиты растений тепличные хозяйства уже закупают у отечественных производителей и работают над тем, чтобы и за семенами скоро не пришлось обращаться к иностранцам. Эксперты отмечают, что развитие тепличного кластера в российских регионах продолжится: ведь нехватка овощей и зеленных культур до сих пор ощущается достаточно остро. Кроме того, перспективным рынком называют и производство цветочных культур, и смежную с тепличной отрасль грибоводства.