ЗАВТРАШНИЙ БЛЕСК И ВЧЕРАШНЯЯ ОТСТАЛОСТЬ ТЕПЛИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.

В Москве прошла первая конференция «Тепличный бизнес», организованная компанией CREON
Последние годы для российского тепличного бизнеса – период активного роста. Минсельхоз заявляет о планах построить к 2020 году 1600 га новых теплиц и реконструировать 570 га существующих. Интерес к теплицам как направлению бизнеса проявляют многие компании, в том числе — из нефтегазового сектора. Косвенно об активизации производства овощей свидетельствует и деятельность профессиональных объединений. Производителей овощей объединяют Ассоциация «Теплицы России», Национальный союз производителей овощей, «заходят» в этот сегмент и члены Союза производителей картофеля и овощей. Растет и маркетинговая активность в этой подотрасли сельского хозяйства. В Москве практически друг за другом прошли два крупных мероприятия. Посвященных производству овощей в закрытом грунте – ОвощКульт и конференция «Тепличный бизнес 2016».
Первая конференция «Тепличный бизнес» была организована компанией CREON, известной своими другими отраслевыми проектами – «Пестициды», «Минеральные удобрения» и другие. Новое мероприятие также удалось (мелкие накладки – на в счет). Базовый доклад конференции представила Тамара Решетникова, генеральный директор исследовательской компании «Технологии роста».
Оглавление:
Есть куда расти
Планов громадье
Пятый класс — как предчувствие
Заточили под импорт. Надо перенастраиваться

Есть куда расти

Эксперты отмечают: производство овощей в закрытом грунте в России растет, но еще можно наращивать объемы безбоязненно, поскольку рынок далек от насыщения. Площадь действующих зимних теплиц в РФ составляет 2063 га, а дополнительная потребность в таких теплицах – 2395 га.
Таблица 1. Производство тепличных овощей в сельхозпредприятиях России за последние 5 лет
Показатель

Показатель20112012201320142015В % к 2014
Площадь зимних теплиц, га1780,11817,51887,42012,02063,0102,5
Валовой сбор. Тысяч тонн483,1510,8528,0594,9742,2121,7
Урожайность. Кг/м227,128,128,029,631,8107,4

Поскольку общее производство овощей в России пока не слишком велико, то и потребление существенно отстает от нормы. Так, научно-обоснованные нормы предусматривают потребление в год каждым человеком 120-140 килограммов овощей и бахчевых, в том числе – 12 кг овощей закрытого грунта. В России пока производится 108,7 кг овощей в год в расчет на каждого человека, в том числе – 4,9 кг овощей из зимних теплиц.

Планов громадье
Слушать громкие заявления о новых планах по строительству новых тепличных комплексов всегда увлекательно. Еще интереснее сравнивать план и факт. Самые крупные проекты (до 30 га) были заявлены в южных регионах. В Центральных регионах России обычно анонсируют проекты меньшего масштаба (до 10 га). Однако. больше всего заявлено проектов именно в Центральной России, южные регионы по количеству анонсированных проектов в закрытом грунте стоят на втором месте.
Таблица 2. План и факт строительства новых теплиц

 2014 г.2015 г.
План инвесторов на начало года205258
Из них введено в эксплуатацию на конец года97169

Из таблицы следуют сразу два выводы: хороший и не очень. Не очень хороший — заявление о новых инвестиционных проектах в области закрытого грунта не совпадают с реалиями. Иногда инвесторы и в самом деле меняют свое решение, иногда об инвестициях в тепличный бизнес заявляют ради политических выгод (смотрите, и у нас крупные проекты в регионе планируются!). Хороший вывод – разница между декларациями и фактической работой сокращается. По итогам прошлого года примерно 60% заявленных проектов были реализованы.

Пятый класс — как предчувствие

Тепличные комплексы России в сегодняшнем состоянии напоминают задачку из школьного учебника про бассейн с двумя трубами. Введено в строй новых теплиц общей площадью 755 га. а выведено из оборота теплиц совокупно на 600 га площади. Так что прирост не очень значительный. Из оборота выводят старые тепличные комплексы. Таких все еще остается очень много. Порядка 62% хозяйств эксплуатируют такие морально и физически устаревшие теплицы. Логика замены понятна: урожайность в старых теплицах составляет в среднем 35 кг/кв.м., а в новых комплексах четвертого класса 70 кг/кв.м.
Эксперты отмечают еще одну хорошую тенденцию: вместе со старыми постепенно с российского рынка уходят и так называемые «китайские» теплицы. А на их место приходят теплицы четвертого класса – герметичные, автоматизированные, позволяющие применять светокультуру и капельный полив. Теплица пятого класса пока в России одна — в Липецкой области. Благодаря технологии «Ультраклимат» теплица, практически не зависит от внешних условий. Полный контроль над температурой и влажностью, минимизация энергозатрат, применение технологии интерплантинга дают возможность собирать урожай круглый год. Стоят такие теплицы на 30% дороже теплиц четвёртого класса. Но, как говорят эксперты, она этого стоит.

Заточили под импорт. Надо перенастраиваться
Любителям поговорить про импортозамещение в сельском хозяйстве России было бы полезно послушать доклады этой конференции. Начнем с того, что овощи из теплиц закрывают так называемый «несезонный спрос». Импорт составлял 1.25 млн тонн в 2013 году, а в прошлом он упал до 0.95 млн тонн или на 25% Российское производство при этом выросло всего на 16%. Почему не получилось импортозамещения в полном объеме? Ответов несколько. Прежде всего, российская логистика «заточена» под импортные поставки. Как только сократился поток огурцов и помидор из-за рубежа, и пришлось искать поставщиков в том числе из числа российских производителей стало ясно – к совместной работе не готовы ни сети, ни сами поставщики. Зато развернулись перекупщики, которые быстро встроились в цепочку поставок и обеспечили разрыв цен в 30, а то и в 50 рублей между оптом и розницей. Кроме того, многие тепличные комбинаты работают по упрощенной системе налогообложения, а сети- по общей. Вопрос — как быть с НДС?
Президент Краснодарской краевой ассоциации «Теплицы Кубани» Алексей Коновалов озвучил целый комплекс мер, которые надо срочно предпринимать, чтобы благополучно разрешить ситуацию. Прежде всего. необходима единая информационная площадка для коммуникаций всех участников рынка. Нужен полный и честный анализ импорта и такой же анализ потребительского спроса. Нужны механизмы регулирования, чтобы избежать перепроизводства каких-либо овощей, например, огурцов. И, конечно, нужны новые логистические схемы и оптово-распределительные центры.
Что в итоге? Полезный разговор профессионалов состоялся, благодаря первой конференции о тепличном бизнесе, подготовленный компанией CREON. Такие встречи и общение, без сомнения, помогут решению задач, о которых говорили участники конференции.
Источник:http://www.agroxxi.ru/