Какими фруктами нас будут кормить на Новый год
Почти каждый день приходят сообщения, как в наших портах задерживают зараженные фрукты из-за границы. Например, на днях в порту Геленджика была задержана партия мандарин из Турции. В ходе фитосанитарного контроля в мандаринах были обнаружены живые личинки средиземноморской плодовой мухи. Это потом подтвердила Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория. Груз отправили обратно поставщикам.
В Новороссийском порту специалисты Россельхознадзора почти в это же время задержали партию гранатов, прибывшую из Турции. И тоже фрукты были заражены среднеземноморской плодовой мухой. Причем, это не первый случай с турецкими гранатами. Недавно в порту Туапсе была отправлена назад партия гранат из-за этой же напасти. Но не волнуйтесь, без фруктов мы не останемся.
Наш корреспондент отправился в соседнюю Абхазию, чтобы выяснить, готовы ли наши соседи обеспечить нас дешевыми и качественными плодами.
В мандариновом раю
Мандарины в Абхазии еще кисловаты, киви туговаты, а фейхоа пока нежится под солнцем, добирая положенные витамины. Правда, абхазские лимоны можно есть и сегодня. На прилавках лимоны уже есть…
Пробираюсь в настоящий мандариновый сад. В горах Очамчирского района Абхазии село Гвада. Доисторический серпантин к этому затерянному в предгорьях населенному пункту радует «джипинговыми» впечатлениями и первозданной природой. Дорогу к своему родовому дому показывает неутомимамая Нанули Кукава.
Крошечное село Гвада встречает нас цитрусовыми садами в каждом дворе. Мандарины вот-вот приобретут законченный «товарный вид». Скорее бы!
Хозяин «мандаринного дома» дедушка Варлам как будто прочитал мои мысли. Посмотрел на цитрусовое дерево и сказал супруге Лиде:
— Дай вот эту веточку гостям.
А потом вдруг передумал:
— Нет. Я сам сорву. Это делать надо нежно, чтобы не повредить ветки, а у тебя сегодня не очень хорошее настроение…
В Гваде почти в каждом дворе — мандариновый сад. Леса хурмы, фундука и фейхоа. Все это фруктовое изобилие — «золотой запас» Абхазии. В этих предгорных местах фрукты «выпускаются» ручной работы и, конечно, потекут на российский рынок, начиная путь от Сочи и далее везде.
Так что горец Варлам сразу меня успокоил:
— Вы там не волнуйтесь, в России насчет этого, как его?
— Фруктового эмбарго…
— Да! Мы к этому готовы, как его?
— Импортозамещению…
— Да! Мандаринами и лимонами обеспечим. Пробуй!!!
Мандариновый сад для этой абхазской семьи во все времена был главным источником дохода. Даже в тяжелые годы, когда в Абхазии шла война, мандаринами занимались женщины. Они ездили на границу с Россией и продавали урожай. Если не удавалось поторговать, тогда меняли на муку, сахар, картошку. Мандарины для Абхазии — лучшая конвертируемая валюта. Курс всегда был и будет высоким. А теперь «так кстати» санкции Евросоюза. По абхазским плантациям мандаринов разносится троекратное «ура!»
— Мы все с детства занимались цитрусовыми, — продолжает горец Варлам. — Я, можно сказать, вырос в мандариновом саду, среди гор и солнца…
Впрочем, в этом большом семейном саду села Гвада растут не только мандарины. Зреют фейхоа, виноград и фундук. Крепкие орешки, но с медом такие вкусные. А какое красное вино! В Абхазии почему-то темный виноград называют «черным» и угощают, можно сказать, «черным лекарем». Словом, пусть не зазнаются наши испано-французские друзья и с «винами на эмбарго» против России есть чем ответить, но, увы, я был за рулем…
В Абхазии преддверие мандаринового сезона. Он приходит на смену бархатному времени осени, когда море уйдет в отпуск, и пляжи курортной Абхазии окончательно опустеют.
— Теперь те, у кого есть мандариновые сады могут и не ездить на границу, — продолжает Варлам Кукава. — Мандарины принимают организовано. Приезжают представители заготовительных фирм и собирают урожай в нашем саду. Это очень удобно! Мы выращиваем мандарины, а продавать фрукты будут другие. Урожай соберем хороший…
В последний месяц осени на границе России и Абхазии запахнет мандаринами из Нового Афона, Пицунды, Эшер, Очамчиры и абхазского села Гвада. Надеюсь, в этом году не будет объявлен «фруктовой карантин» из-за какой-нибудь бабочки вредителя — Абхазские мандарины экологически чистый продукт — без химии и удобрений, в отличие от других заморских. Да и потом в нынешней обстановке фруктовый поток из Абхазии будет рекой импортозамещения. Словом, надо заранее думать о том, чтобы в мандариновый сезон солнечные фрукты подолгу не загорали на границе. Впрочем, в связи с «санкционной обстановкой» на других границах России, оранжевым от южного солнца абхазским мандаринам дадут зеленый свет.
Лично я в этом не сомневаюсь.
Что почем
На рынке Сухума мы покупали отборные груши -60 рублей за кило. Мелкие «ведрами» от 20 руб до 35.
Ящик спелой-спелой хурмы (пить можно), 70 — 200 рублей. Хурма королек — 35 -50 руб.
Ведерко на килограмма полтора ореха фундук — 150 рублей.
Мандарины были еще зеленоватые — 35−70 рублей за килограмм. По какой цене будем мы их покупать на Новый год? Не дороже турецких, которые покупаются за доллары. Мандарина в Абхазии покупаются за рубли.
Владимир Кильдеев