Ущерб дорогам от перегруза оценен в десятки миллиардов.

Бюджет ежегодно теряет десятки миллиардов рублей из-за движения по трассам фур с нарушением максимального веса, подсчитали в Росавтодоре. Но ощутимых успехов в борьбе с перегрузом, несмотря на штрафы до 500 тыс. рублей, не наблюдается. Об этом говорится в письме ассоциации «Грузавтотранс» президенту РФ.

В организации указывают на то, что систему контроля можно легко обойти. По мнению Минтранса, исключить коррупционный фактор помогут автоматизированные пункты весогабаритного контроля, но они в достаточном количестве появятся только к 2024 году. Эксперты отмечают, что ответственность за перегруз должна лежать не только на перевозчиках, но и на владельцах товара.

Ежегодный ущерб федеральным трассам от нагруженных сверх нормы фур исчисляется десятками миллиардов рублей, сообщили «Известиям» в Росавтодоре. По данным ведомства, за 10 месяцев прошлого года зафиксирован почти 1 млн нарушителей весогабаритных параметров, что составляет около 18% от общего количества проездов грузового транспорта через автоматизированные пункты весогабаритного контроля (АПВГК). Общая сумма потенциальных штрафов составила примерно 58 млрд рублей, уточнили в дорожном агентстве.

В конце января на эту проблему обратила внимание национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс», объединяющая более 100 перевозчиков (парк свыше 10 тыс. машин). В письме от 28 января, которое организация направила президенту РФ Владимиру Путину, говорится, что борьба с перегрузом на дорогах при перевозке сельхозпродукции и других сыпучих материалов ведется неэффективно, а чиновники на жалобы транспортных компаний отвечают отписками. «Известия» ознакомились с документом.

В нем подчеркивается, что отсутствие реального контроля за перегрузом способствует разрастанию теневого сектора экономики и злоупотреблению доминирующим положением крупными грузовладельцами. Перевозчики вынуждены идти на нарушение закона, чтобы не потерять заказчиков.

Глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин подтвердил «Известиям» подлинность обращения. В ассоциации сказали, что у них есть подтверждение о получении письма управлением президента по работе с обращениями граждан и организаций, оно зарегистрировано 29 января.

— На дорогах в течение последних лет сложилась система поборов с водителей, при которой проезд каждого пункта весового контроля обходится в суммы от 500 рублей до 3 тыс. — отметил Владимир Матягин. — Эта проблема существует практических во всех регионах России.

Официальные штрафы за перегруз для юрлиц достигают сегодня 500 тыс. рублей.

Действующий норматив максимального веса для пятиосного автопоезда составляет 40 т, для шестиосного — 44 т, также измеряют нагрузку отдельно на каждую ось. При перевозке сельхозпродукции, по словам источников «Известий» на рынке, максимальный вес обычно превышается вдвое. Загружают по 50–70 т сельхозпродукции, а общая масса с учетом тары (пустого грузовика с прицепом) составляет 70–90 т, а в отдельных случаях переваливает за 100 т, говорит один из собеседников «Известий». По зерну в летний сезон с перегрузом работает каждая вторая машина, утверждает другой источник.

По данным Минтранса, в РФ действуют 87 стационарных пунктов весогабаритного контроля (53 на федеральных трассах и 34 — на региональных). Но этого недостаточно, чтобы проконтролировать всех перевозчиков.

Наиболее эффективным способом борьбы с перегрузом в Росавтодоре и Минтрансе считают установку на дорогах автоматизированных пунктов. Основные задачи такого контроля — повышение безопасности движения, снижение мест концентрации ДТП и защита трасс от «перегрузок».

— Главное преимущество АПВГК по сравнению со стационарными и передвижными — возможность контролировать транспорт без его остановки или снижения скорости, а также проверять спецразрешения без участия человека, — пояснили в Росавтодоре. — «Умные весы» сами обрабатывают информацию и составляют акт взвешивания. Он передается в центр фиксации правонарушений, после чего собственнику машины направляется штраф.

В Минтрансе добавили, что отсутствие человеческого фактора в процессе контроля снижает коррупционные риски.

Но система АПВГК только создается. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» к 2024 году планируется установить 387 «умных весов» на федеральных трассах и 366 — на региональных и местных. Сейчас на федеральной сети работает всего 31 АПВГК, на региональной — около 100. В Минтрансе и Росавтодоре не уточнили количество передвижных пунктов контроля.

При этом, уже практически готовая инфраструктура для пунктов весогабаритного контроля, кроме взвешивающего оборудования, успешно функционирует у компании «РТИТС» — оператора системы взимания платы с грузовиков свыше 12 т за нанесение ущерба дорожному полотну. В пресс-службе «РТИТС» сообщили, что инфраструктура госсистемы «Платон» включает почти 500 установленных на федеральных трассах рамок фотофиксации, а также 100 автомобилей наблюдения. Ежедневно передается более 2 млн фотографий, которые анализируются и хранятся в специально построенном едином центре обработки данных. И это позволяет получать подробную информацию о движении всех транспортных средств.

Как утверждают эксперты, интеграция АСВГК с действующей инфраструктурой «Платона» обеспечит государству значительную экономию бюджетных средств и времени на запуск системы контроля. При этом будут решены задачи сохранности автодорог и компенсации нанесенного дорожной сети вреда от проезда тяжелых грузовиков. Средства от сбора будут направлены на восстановление трасс и реализацию новых дорожных проектов.

Ранее автоматизированные пункты весогабаритного контроля успешно прошли демонстрационные испытания, а премьер-министр Михаил Мишустин утвердил правила возмещения вреда автодорогам от перегруженных фур.

В Ространснадзоре, который курирует весогабаритный контроль, и Минсельхозе на запросы «Известий» не ответили.

В письме «Грузавтотранса» автоперевозчики, в частности, просят главу государства дать поручение организовать централизованный контроль транспортировки сыпучих грузов (в первую очередь зерна). В объединении полагают, что решить проблему также поможет «тотальный контроль» во всех пунктах приемки — портах, терминалах, карьерах и так далее.

Проблему перегруза нужно решать там, где она «зарождается», в случае с зерном — на элеваторе, сказал «Известиям» председатель комитета инвестпрограмм развития портовой инфраструктуры Ассоциации морских торговых портов Дмитрий Морозов. Однако водитель не должен отвечать за груз, который ему навязали, в том числе шантажируя отдать его другому перевозчику, уверен эксперт. Для этого в КоАП нужно четко прописать ответственность именно владельца груза, заказавшего перевозку, за такие нарушения.

Крупнейшие экспортеры зерна — ТД «РИФ», ГК «Астон», Glencore — на момент публикации не предоставили комментариев.

Ужесточение контроля не решит проблему, а только выдавит с рынка малый бизнес, уверен индивидуальный предприниматель из Самары. Другой бизнесмен из Краснодара сказал «Известиям», что не работает с перегрузом. Но осенью и зимой без него обойтись невозможно, поэтому перевозками занимаются как раз те, кто готов пойти на это, добавил он.

Глава Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что для эффективной борьбы с перевесом в любом случае придется вводить тотальный контроль за перегрузом. Он согласен, что нужно избавляться от «коррупционного» человеческого фактора, а также привлекать к ответственности грузовладельцев.

Источник:   http://www.dairynews.ru/news