Тур двойного назначения

В регионе придумали необычный способ поддержки сельских предпринимателей

Туры в сельскую глубинку для покупки фермерских продуктов организуют в регионе с февраля 2021-го. Замысел таков: туристы, жители областного центра, могут не только узнать историю малых поселений, но и познакомиться с интересными, порой экзотическими производствами, приобрести их продукцию, которую не встретить в городских сетевых магазинах. За несколько месяцев пассажиры «продуктовых рейсов» посетили около трех десятков хозяйств в 16 населенных пунктах, а те, в свою очередь, выручили от продажи своих товаров около 300 тысяч рублей. Хотя ценнее, говорят, возможность продвинуть свое дело.

Где-то любят поострее

Мысль объединить сельский туризм с шопингом пришла сотрудникам центра «Мой бизнес» (бывшей «Территории бизнеса», учрежденной правительством области для выполнения нацпроекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства»). В этом симбиозе инициаторы увидели инструмент поддержания активности и уровня жизни в селе, с одной стороны, а с другой — расширения рынков сбыта для фермеров.

 Это наше оригинальное предложение, — говорит руководитель Центра поддержки фермерства Челябинской области Елена Азарова. — Возможно, в других регионах и есть что-то подобное, но мы сделали ставку на свой опыт. Шоп-тур — это первое касание, возможность свести вместе производителя фермерской продукции и потребителя, дать толчок сельскому предпринимательству.

Нащупывая формат, организаторы пригласили в первую поездку в качестве неформальных экскурсоводов представителей сельской интеллигенции — бывшего учителя Марину Валитову, главного редактора районной газеты Лилию Девальд, которые в перерывах между остановками делились с гостями местными легендами и историями, не давая им скучать.

Туры в сельскую глубинку для покупки фермерских продуктов организуют в регионе с февраля 2021-го. Замысел таков: туристы, жители областного центра, могут не только узнать историю малых поселений, но и познакомиться с интересными, порой экзотическими производствами, приобрести их продукцию, которую не встретить в городских сетевых магазинах. За несколько месяцев пассажиры «продуктовых рейсов» посетили около трех десятков хозяйств в 16 населенных пунктах, а те, в свою очередь, выручили от продажи своих товаров около 300 тысяч рублей. Хотя ценнее, говорят, возможность продвинуть свое дело.

Где-то любят поострее

Мысль объединить сельский туризм с шопингом пришла сотрудникам центра «Мой бизнес» (бывшей «Территории бизнеса», учрежденной правительством области для выполнения нацпроекта «Поддержка малого и среднего предпринимательства»). В этом симбиозе инициаторы увидели инструмент поддержания активности и уровня жизни в селе, с одной стороны, а с другой — расширения рынков сбыта для фермеров.

— Это наше оригинальное предложение, — говорит руководитель Центра поддержки фермерства Челябинской области Елена Азарова. — Возможно, в других регионах и есть что-то подобное, но мы сделали ставку на свой опыт. Шоп-тур — это первое касание, возможность свести вместе производителя фермерской продукции и потребителя, дать толчок сельскому предпринимательству.

Нащупывая формат, организаторы пригласили в первую поездку в качестве неформальных экскурсоводов представителей сельской интеллигенции — бывшего учителя Марину Валитову, главного редактора районной газеты Лилию Девальд, которые в перерывах между остановками делились с гостями местными легендами и историями, не давая им скучать.Узнать больше

Но главное все же — это бизнес. Так, городских туристов приняли в компании «Челябэкопродукт», которая в райцентре Миасское производит натуральные морсы.

— Мы и раньше получали господдержку, — отмечает директор предприятия Александр Иванов. — Она помогла изучить китайский рынок, предпочтения жителей Поднебесной, куда мы возили свои напитки. Если осваивать это направление, нужно учитывать восточную специфику. Китайцы любят что-нибудь поострее, например, вкус «малина — чили», «черная смородина — черный перец». И у нас дома, судя по всему, морсы тоже пришлись по вкусу: получили три золотых медали на выставке «Агро-2020».

Участникам шоп-тура организаторы показали производство квашеной капусты в селе Шумово. Глава хозяйства Антон Козлов признает: на путь переработки подтолкнула невысокая рентабельность продажи выращенного урожая. Сегодня предприниматели реализуют соленья под собственным брендом, собираются расширить ассортимент за счет корейской моркови, сока квашеной капусты. Особо подчеркивают, что все рецепты — домашние, семейные.Возможность по-новому взглянуть на бизнес для нас самих стала новостью. Это заряжает, заставляет быстрее двигаться, говорит предприниматель

Останавливались гости и у овощевода Зинатуллы Абитова. Рядом с деревней Якупово вместе с сыном Мирасом он арендует 350 гектаров земли для выращивания картофеля. Чтобы не зависеть от перекупщиков, которые в отдаленных деревнях диктуют низкие закупочные цены на овощи, сельские бизнесмены хотят строить картофелехранилище. И самый неожиданный поворот — гостевой бизнес.

— Почему бы не попробовать? — рассуждает Абитов. — Я большой трехэтажный дом построил. Думал, здесь поселятся дети, внуки, но все разъехались. Не стоять же ему без дела. Хорошая рыбалка, свежий воздух — все это гарантируется.

Дело на вырост

Организация шоп-туров — процесс тонкой настройки, констатирует старший консультант центра «Мой бизнес» Ирина Асанова. Вначале исполнители нацпроекта ищут в селах яркие проекты. Часть предпринимателей — неоднократные получатели господдержки, старые знакомые. Учитываются также заполненные заявки на сайте: кто из сельских коммерсантов заинтересован в публичности — откликается, заходит в программу. Областные специалисты выезжают для консультаций в глубинку и там с управлениями сельского хозяйства дополняют пул участников.

— Своих кандидатов предлагает минсельхоз области. Но, как правило, это более крупные хозяйства, а наша категория — «малыши», которые только встают на ноги, — подчеркивает контент-директор центра «Мой бизнес» Ольга Третьякова. — Причем интересны не столько сырьевики, сколько переработчики, которым нужна раскрутка. Они понимают, что такие возможности для продвижения, которые дает шоп-тур, самостоятельно не найти. К тому же упрощается путь в акселерационную программу «Готовый продукт». В первый поток попали девять малых сельхозпроизводителей, к осени будем набирать еще одну группу.

— В этом проекте их буквально водят за руку, — уточняет Елена Азарова. — Если у аграриев есть проблемы с технологиями, эксперты помогают отладить их. Разобрались — получают сертификаты, подтверждающие безопасность продукции. Прошли и этот этап — занимаются упаковкой, чтобы у покупателя не возникло отторжения, далее выверяют стратегию, помогают с контрактами. Под такую опеку попало хозяйство из Златоуста, возглавляемое Рафаилом Якуповым. На полученный грант частники закупили технику, молочное поголовье и теперь подступаются к изготовлению сыров. Это идеальный вариант, потому что можно, не совершая ошибок, сразу правильно поставить дело.

Еще бонусом для участников «продуктового туризма» становится внимание к ним туристических агентств, которые «забирают» предпринимателей у исполнителей нацпроекта, устраивают собственные экскурсии, включая новичков в свои логистические схемы. Последним это обеспечивает выручку, постоянный рынок сбыта. Представители туркомпании «Путеводитель» после участия в шоп-туре разработали коммерческий маршрут «В гости к нанайке», до конца года должны появиться еще три подобных маршрута.

Фермы и фирмы

Предприниматели подтверждают: экскурсионная деятельность, открывающая двери в большой мир, способна «расшевелить» бизнес. Доволен переменами Сергей Тарасов из Кунашакского района, владелец предприятия «Кочевые пасеки Тарасова». Недавно он как участник туров рассказывал городским детям о пчелах, о которых те больше знают из мультиков. Теперь готовится принять другую группу. Это само по себе стимулирует, плюс реклама «выстреливает», увеличивая поток клиентов.

Сергей с женой держат пасеку — около ста пчелосемей, в поисках разнотравья они кочуют не только по Южному Уралу, но и по Башкирии, Курганской области. Помимо меда продают пергу — пчелиный хлеб, которым взрослые особи выкармливают в ульях молодь, поставляют заказчикам маточное молочко, как говорят пасечники, эффективное для реабилитации перенесших операции людей, востребованное и в косметических целях. Еще делают свечи из натурального воска, недавно стали производить мыло с добавлением гречишного и липового меда — оно получается «мягким», приятным для кожи. А сейчас главу хозяйства занимает строительство передвижного апи-домика, где клиентам предложат сон на ульях — во всех смыслах целебный.

— Там такой запах меда, прополиса, нектара трав — настоящая ароматерапия, природная ингаляция, от которой погибают патогенные микробы. Она оказывает благотворное влияние на весь организм — легкие, сердечно-сосудистую систему. А вы слышали, как гудят рабочие пчелы? Этот звук расслабляет, успокаивает, — эмоционально объясняет Тарасов новый замысел.

Подобно Сергею расширили свои планы владельцы осетровой фермы «FISH_ka», также из Кунашакского района.

— Возможность по-новому взглянуть на бизнес для нас самих стала новостью, — говорит предприниматель Марат Хабибуллин. — Жили и жили — а потом получили толчок. Это заряжает, заставляет быстрее двигаться.

Сейчас владельцы осетровой фермы не только продают живую рыбу и копчености, но и оборудовали лабораторию, где показывают туристам последствия загрязнения воды, подумывают об организации платной рыбалки на искусственном водоеме. Еще участвуют в благотворительных акциях, вместе с единомышленниками раздают землякам подрощенных цыплят, чтобы, как говорят, стимулировать развитие семейных подворий, приучать к труду детей поколения гаджетов.

Движение «Поддержи своих», в котором рыбоводы также состоят, предполагает ориентацию на собственный продукт. Мол, если жители станут покупать местное молоко, одно это уже обеспечит району дополнительные 15 миллионов рублей. Значит, продолжает Хабибуллин, нужны и магазины особого формата, делающие ставку на районные товары. Философия движения предполагает взаимовыручку: если у кого-то из предпринимателей есть свободные площади, их могут предоставить нуждающимся коллегам вообще без арендной платы.P.