Топливный союз заявил о рисках подорожания бензина на 14%

Учитывая тот факт, что вскоре начнется сезон повышенного спроса, вероятность выхода за пределы инфляции по образцу 2018 года становится все выше, считают в союзе. При худшем сценарии есть угроза роста розничных цен почти до 14%.

В России до конца текущего года цена бензина в рознице может вырасти выше инфляции, а при худшем сценарии — на 14%. Об этом говорится в письме Независимого топливного союза (НТС), которое 18 марта было направлено премьер-министру Михаилу Мишустину. С документом ознакомились «Известия».

В нем говорится, что, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), цены на бензин с 1 декабря прошлого года по 17 марта текущего выросли более чем на 18,5% (цена на АИ-92 достигла 53,6 тыс. руб. за тонну, а на АИ-95 — 55,3 тыс. руб.).

НТС указал, что обычно в этот период биржевая стоимость топлива падала, что позволяло закупать достаточные объемы в преддверии высокого весенне-летнего сезона независимым автомобильным заправочным станциям, а также транспортным и сельхозкомпаниям, что обеспечивало относительно низкие темпы роста цен.

Как отмечается в письме, ключевым драйвером увеличения биржевых, а за ними и розничных цен стал рост индексов экспортной альтернативы (нетбэков). «Нетбэки растут по следующим причинам: прежде всего — это плановое повышение на 4% акцизов на бензин и дизельное топливо, которое произошло с 1 января 2021 года», — говорится в документе.

Кроме того, как заметили в союзе, с начала года были увеличены параметры формулы расчета демпфирующих надбавок к возвратному акцизу для автобензина и дизельного топлива. «Рост налоговой нагрузки на внутренний рынок повышает нетбэки. А это стимулирует экспортные и дестимулирует внутренние поставки», — уточнили в НТС.

В союзе отметили, что с учетом входа рынка в сезон повышенного спроса в конце марта вероятность выхода за пределы инфляции по образцу 2018 года становится все выше, а при худшем сценарии есть угроза роста розничных цен на бензин и дизель до 13,77% за год.

В связи с этим НТС сделал Мишустину несколько предложений, которые помогут избежать топливного кризиса в России. В частности, как считают в союзе, необходимы дополнительные фискальные стимулы для роста производства нефтепродуктов, что повысит привлекательность поставок на внутренний рынок. «Подобной мерой может служить снижение акцизов на бензин и дизельное топливо пятого экологического класса. В 2018 году уже был прецедент такого снижения», — говорится в письме.

Кроме того, авторы обращения заявили о необходимости отменить демпферный механизм, а также увеличить нормативы обязательных объемов реализации на бирже до 25% от производства по бензинам и 15% по дизелю. Вместе с тем налоговые льготы, как отметили в НТС, можно будет сохранить лишь для тех компаний, которые выполняют норматив.

На прошлой неделе Счетная палата (СП) заявила, что Россия может столкнуться с риском повторения топливного кризиса 2018 года. Аудиторы отметили, что в конце прошлого и начале текущего года стоимость нефти снова начала расти. В ведомстве напомнили, что весной 2018 года жители России увидели резкий рост цен на бензин на фоне увеличения мировых цен на нефть, что побудило правительство принять ряд мер, позволивших стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Позднее в СП сообщили РБК, что риски повторения сценария 2018 года минимальны.

В Минэнерго сообщили РБК, что российские власти приняли срочные меры по предотвращению подорожания бензина и дизельного топлива, а также обеспечению рентабельности розничного бизнеса АЗС и стабильности на топливном рынке. Среди наиболее важных шагов, предпринятых властями, названы рост загрузки нефтеперерабатывающих заводов, плавное увеличение запасов топлива к маю этого года до 1,6 млн т, а также рост выпуска топлива. «Как следствие, наблюдается заметное снижение ценового давления в оптовом сегменте рынка на биржевых торгах топливом», — отметили в министерстве. По приведенным в Минэнерго данным, уже 12 марта тонна бензина марки АИ-92 стоила на товарно-сырьевой бирже в Петербурге на 265 руб. дешевле, чем во время предыдущих торгов 11 марта — 54 431 руб. за тонну. На автомобильный бензин марки АИ-95 цена упала на 487 руб. за тонну, до 55 667 руб.

«Благодаря принятым мерам последние четыре торговые сессии уже наблюдается снижение оптовых цен на бензин, и мы рассчитываем, что данные меры будут способствовать сохранению стабильной обстановки на рынке. Мы не видим предпосылок повторения событий 2018 года в 2021 году», — заявил замминистра энергетики Павел Сорокин.