Россиян могут оставить летом без мороженого из-за обязательной его маркировки

Почти 40% российских производителей мороженого, в том числе Unilever и «Чистая линия», не успевают начать обязательную маркировку продукции с 1 июня. Сложности возникли с поставкой и монтажом оборудования со стороны интеграторов. Производители опасаются остановки производства и дефицита мороженого.

роизводители мороженого столкнулись с сложностями с поставками и монтажом оборудования для обязательной маркировки продукции. До 40% из них не смогут начать маркировку с 1 июня. Участники рынка опасаются остановки производства и дефицита мороженого летом, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на аудиозапись совещания у заместителя главы Минсельхоза Оксаны Лут, которое прошло 18 мая.

С проблемой столкнулись в частности в Unilever (бренды «Магнат», «Золотой стандарт» и другие), которая занимает до 10% рынка, и подмосковной подмосковной «Чистой линии», на которую приходится 4% рынка. Управляющий директор ООО «Юнилевер Русь» Андрей Семенов рассказал на совещании, что предприятия в Омской и Тульской областях не готовы начать маркировку в срок. Unilever планировала работать с двумя типографиями, но монтаж оборудования в ТД «Русал» начался только в прошлые выходные, а напечатанный Danaflex код «легко стирается пальцем». По словам Семенова, собственное оборудование для Unilever должны поставить только к 25 мая, с учетом монтажа и настройки компания сможет начать маркировку только с 1 июля. О неготовности к маркировке на совещании заявил и представитель подмосковной «Чистой линии».

В Unilever и «Чистой линии» на вопросы газеты не ответили, а представители интеграторов «К-Сервис» и «Трекмарк» заверили, что оборудование отгружается в соответствии с договорными обязательствами, без задержек. Представитель оператора системы маркировки «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ) заявил, что полностью готовы к маркировке с 1 июня 62% производителей мороженого, для 30% есть риск задержки на одну-три недели, остальные «не выходят на связь». В ЦРПТ проблем с продукцией не ожидают, напоминая, что мороженое и сыр, обязательная маркировка которого также начинается с 1 июня, имеют длительный срок хранения и производители уже сформировали запасы. В ЦРПТ пояснили газете, что ряд производителей заказали оборудование только месяц-два назад, а некоторые до сих пор не разместили заказы в типографиях. Глава совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин на совещании добавил, что поставка занимает 8–12 недель.

Замгендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина отметила, что опыт маркировки мороженого — первый в мире, а ассортимент продукции очень широкий. Оборудование по изготовлению и нанесению марок — импортное, между собой никак не интегрировано, и в каждом случае необходима настройка, а иногда и перестройка линий, рассказала она. По словам Уткиной, большинство производителей мороженого планировали, что коды будут наносить типографии. Но те оказались не готовы к работе к 1 апреля, компаниям пришлось срочно покупать оборудование для самостоятельного нанесения кодов. Собеседница издания отметила, что сложившаяся ситуация может привести к дефициту мороженого. По данным Союза мороженщиков, в 2020 году в России выпустили 450 000 тонн мороженого, основной пик его потребления приходится на сто весенних и летних дней. Остановка производства хотя бы на четыре дня критична для отрасли, а наличие запасов на складах их не компенсирует, предупредила Уткина.

Семенов из «Юнилевер Русь» сказал на совещании, что запасов Unilever хватит только на две недели, перерыв в работе на месяц этот резерв не покроет, а представитель «Чистой линии» сообщил, что для регулярных поставок необходимо не останавливать производство. Сеть «Верный» начала получать от поставщиков мороженого письма о повышении цен с начала июня в пределах 10% в связи с маркировкой. Пока она не приняла ни одного из этих предложений. В торговой сети не прогнозируют дефицита мороженого, так как производители могут отгружать без маркировки товар, произведенный до 1 июня. «Лента» намерена также реализовывать мороженое, выпущенное до 1 июня. а ретейлер «О’Кей» заявил, что при снижении поставок планируют перевести закупку на подготовленных поставщиков. Замминистра сельского хозяйства Оксана Лут на совещании рекомендовала бизнесу работать на склад, чтобы не столкнуться с нехваткой продукции в магазинах в июне. По ее поручению региональные органы Минсельхоза для оценки рисков должны предоставить информацию о предприятиях, не готовых выпускать продукцию. Минсельхоз предложил компаниям, ЦРПТ и Минпромторгу совместно выработать решение технических вопросов по работе типографий и поставкам оборудования. Глава минсельхоза Башкирии Ильшат Фазрахманов считает возможным до августа не применять штрафные санкции к производителям, которые не смогли подключиться к системе маркировки по объективным причинам.

В ноябре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил до 2024 года создать систему полной прослеживаемости оборота товаров от производителя до конечного потребителя. Чуть позже была одобрена идея создания единого оператора системы цифровой маркировки товаров на базе ООО «Оператор-ЦРПТ». Это дочерняя структура Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащая структурам миллиардера Алишера Усманова, F 7госкорпорации «Ростех» и компании инвестора Александра Галицкого. Маркировка молочной продукции должна была стать обязательной с 1 июня 2020 года, но в апреле прошлого года правительство сдвинуло срок на 20 января 2021 года. В ноябре проектом дорожной карты предусматривался следующий график обязательной маркировки молочной продукции: с 1 мая 2021 года для сыра, сливочного масла и мороженого; с 1 июля — для молока и несгущенных сливок со сроком годности более 28 дней, пахты, свернувшегося молока и сливок, йогурта, кефира, молочной сыворотки, творога и молодых сыров, сметаны; с 1 октября — молока и несгущенных сливок со сроком годности 28 дней и менее, молока и сливок, сгущенных или с добавлением сахара, безалкогольных напитков, содержащих молочный жир. Позже сроки был скорректированы.

Источник:   https://www.dairynews.ru/news/