Меры господдержки импортозамещения в АПК назвали неэффективными

Аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев в ходе анализа эффективности мер господдержки импортозамещения в АПК за 2014–2015 гг. пришел к выводу, что меры господдержки для содействия импортозамещению в агросекторе не вполне эффективны:

Сама система поддержки запутанна, а некоторые ее виды и вовсе неактуальны. Есть ряд причин, в том числе слишком большое количество субсидий, пишут «Ведомости». Минсельхоз обещал в ближайшее время предоставить обоснование своей позиции по этому отчету. «На многие выводы аудиторов Счетной палаты необходимо смотреть через призму тех макроэкономических факторов, которые обусловлены сложными экономическими условиями», – говорит представитель Минсельхоза.

В отчете Жамбалнимбуев сообщает, что за последние три года – 2013–2015 гг. – государство выделило на поддержку сельского хозяйства 618,6 млрд руб. – это сопоставимо с тем, сколько отрасль получила за все пять лет действия предыдущей программы до 2012 г. Средства доводятся до аграриев почти в полном объеме (в 2014 году – 98,9%, в 2013 г. – 99,9%, в текущем году сельхозпроизводители получат 100% господдержки, отметили в Минсельхозе). При этом, без учета госпомощи предприятия российского АПК последние семь лет «балансируют на уровне нулевой рентабельности», замечают аудиторы.

Причинами в Счетной палате называют «избыточное количество субсидий», что «не способствует эффективному использованию бюджетных средств и качественному управлению госпрограммой», а также своевременному доведению средств до конечных получателей, пишет Жамбалнимбуев. Есть примеры и дублирования субсидий: поддержка молочного животноводства регламентируется двумя отдельными подпрограммами. В случае, когда отдельные меры господдержки остаются невостребованными, средства необходимо перераспределять — в 2014 г. из 14,2 млрд руб., выделенных на поддержку хозяйств, подверженных сезонным рискам, 12,9 млрд руб. ведомство перенаправило на погашение ставок по краткосрочным кредитам и несвязанную поддержку.

Стоит отметить, что Минсельхоз уже предложил с 2017 г. отказаться от разбивки субсидий по отдельным отраслям АПК: замминистра сельского хозяйства Елена Гангало в сентябрьском письме, направленном в Минфин, предлагала объединить некоторые субсидии, в результате их количество сократится вдвое с нынешних более чем 40. По словам представителя Минсельхоза, эти предложения уже поддержали другие министерства, правительству они будут представлены в феврале, чтобы с 2017 г. изменения вступили в силу.

Есть сложности и другого рода: 55% из всех предусмотренных аграрным ведомством субсидий распределяются не федеральным законом о бюджете, а отдельными решениями правительства, пишут аудиторы. Из-за этого регионы вынуждены неоднократно вносить изменения в региональные законы о бюджетах, отмечается в отчете.

Также Счетная палата обращает внимание на то, что действующая система господдержки не вполне учитывает эффективность использования государственных денег, внедрения технологий и рентабельности производимой продукции. Например, ни один из отобранных Минсельхозом инвестпроектов не был инфраструктурным с большим мультипликативным эффектом, сказано в отчете. Сейчас программа развития АПК стимулирует увеличение количества производимой продукции, что в отдельных отраслях, например в свиноводстве, грозит кризисом перепроизводства, отмечает президент Мясного совета ЕЭК Мушег Мамиконян. Тогда как теперь следует наращивать степень локализации, например создавать ветпрепараты или генетический материал, отмечает эксперт.

Источник:http://agro.ru/novosti/