Любезно «замороженные»: почему цены на продукты растут быстрее инфляции

Журналисты vesti.ru подготовили обзор ситуации на рынке продовольствия от поставщиков сырья до ритейла. Срок окупаемости супермаркета в Европе — 10 лет, средняя наценка на продукты — 12%. В РФ новые сетевые магазины окупаются за полтора-два года, пишет портал программы Vesti.

«Магазинов открывается достаточно много, больше, чем по одному магазину в день. Иногда — 10 в неделю, иногда — 15», — сказала Екатерина Куманина, директор по внешним связям группы компаний «Дикси».

Фермер Джон Кописки продал в далеком Лондоне все, что имел, и вложился в разорившийся совхоз под Владимиром, рассказали в эфире журналисты Вестей. «Выбора у нас нет, как и обратной дороги», — признается фермер.

Проблема — в молокозаводах. Словно сговорившись, под предлогом кризиса они отказываются поднимать закупочную цену сырого молока. «Им нужны дивиденды, а мы должны работать без дивидендов», — говорит Кописки.

Итак, отпускная цена заводской молочной продукции за последние полгода выросла вдвое. Якобы это нормально для высокотехнологичного производства, где все вплоть до упаковки везется из-за границы. Но так ли это?

«Самая современная на сегодняшний день коробка — с большой крышкой, с дополнительными гранями для нанесения информации — стоит порядка трех рублей. Та, что попроще, стоит порядка двух рублей семидесяти пяти копеек. Сделано в России. Оборудование по розливу сделано тоже в России», — рассказал Геннадий Абелев, представитель компании-производителя упаковочного оборудования.

Нехитрый подсчет показывает: себестоимость пакетированного стерилизованного молока с учетом всех затрат и прибыли производителя должна составлять где-то 28 рублей за литр. В магазинах мы видим это молоко по 60 и выше.

«Почему так происходит? Потому что разрешают. Если взять электронику, бытовую технику, даже бытовую химию, человек может это не покупать. Это навязывание. По верхней планке рынка тут не получается. А продовольствие будут покупать всегда», — отметил Сергей Лисовский, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике.

Сырный прилавок магазина «Перекресток». Любезно «замороженные» после зимнего скачка цены: 600, 700, 800 рублей за килограмм. И это на обычные отечественные сыры вроде «Российского», «Витязя» или «Ламбера».

«С изменением курса рубля себестоимость сыра принципиально не изменилась, потому что не изменилась стоимость сырья», — рассказал Леонид Компаниец, эксперт-технолог сырного производства.

Оказывается, что даже в кризис на каждый килограмм классического полутвердого сыра расходуется 10 литров молочного сырья и обходится оно все в те же 200 рублей.

«Остальные издержки, как упаковка, закваски, ферменты, энергетика предприятия, зарплата персонала, амортизация, вкладываются обычно в 25-30% к стоимости сырья», — пояснил Леонид Компаниец.

Итого себестоимость килограмма среднего сыра — 270 рублей. Но ведь завод тоже должен что-то заработать? Речь — о добросовестных предприятиях. У недобросовестных, чью продукцию регулярно снимают с прилавков эксперты СЭС, себестоимость и вовсе колеблется около ста рублей за кило.

Похожая ситуация на мясном рынке. «Даже когда эмбарго началось, ценообразование мясной продукции осталось прежним. Себестоимость, если говорить в рублевом выражении, такая же», — отметил Владимир Зотов, генеральный директор мясоперерабатывающего предприятия.

Свиная грудинка, гуляш, лопатка, поджарка — все 230-250 рублей за килограмм, с включенной в цену доставкой по Центральной России. А вот что случается с той же поджаркой после пересечения ею порога магазина «Магнит»: 416 рублей за килограмм!

«На самом деле нами движет нажива, значит, мы должны поставить на полку какой товар?» — задается вопросом Сергей Галицкий, хозяин крупнейшей в России сети «Магнит». Его личное состояние — 4,9 миллиарда долларов.

«Социальная ответственность приводит к тому, что появляется на улицах куча бездельников, которые приходят и говорят: помогите нам. Не может быть у бизнеса социальной ответственности, бизнес должен зарабатывать деньги и платить налоги», — считает Галицкий.

С чего же платить-то? Если богатейший «Магнит», не стесняясь рисует себе доходность 3%. У его коллег-конкурентов из списка Forbes налогооблагаемая база еще скромнее.

«Прибыльность ретейла абсолютно прозрачна, с учетом того, что компания публичная, она находится в среднем где-то в 2,5%», — пояснил журналистам Vesti.ru Андрей Карпов, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли.

Напомним, с 14 по 20 апреля 2015г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,2%, с начала апреля — 100,5%, с начала года — 107,9% (апрель 2014г.: в целом за месяц — 100,9%, с начала года — 103,2%). Потребительские цены на сыры сычужные твердые и мягкие за неделю с 14 по 20 апреля снизились на 0,6%. Масло сливочное в среднем по стране подешевело на 0,1%, потребительские цены на сметану и молоко питьевое пастеризованное увеличились на 0,1%, творог жирный в указанный период подорожал на 0,2%.
Источник: The DairyNews