Казахстан теряет молочный рынок

На казахстанс2432a04c45bcf20ae270fb7ce5904e56кий рынок лавиной хлынула импортная молочная продукция, и, если ситуация не изменится до лета, многие компании будут вынуждены закрыть производство.

Молочный союз Казахстана бьет тревогу — в настоящее время в западных регионах Казахстана до 80% молочной полки занимает белорусская продукция, такая же тенденция наблюдается в последнее время на севере и востоке страны. «Проблема в том, что на пищевой рынок сейчас очень легко зайти из-за отсутствия мер защиты рынков. Многие импортные конкуренты открыто демпингуют (разница между розничной ценой на казахстанскую и российскую продукцию доходит до 30%), не соблюдают технические регламенты и поставляют фальсифицированную продукцию. Ситуация усугубилась диспаритетом рубля: на рынок просто хлынула российская дешевая продукция, и никто пока не реагирует на потерю рынков на наших глазах. А ведь потеря рынка по продуктам питания — потеря продовольственной безопасности страны. Если ситуация не изменится до лета, многие средние и мелкие компании просто прекратят свое существование», — считает сопредседатель Молочного союза Казахстана Аида Сапаргазинова.

Импортная продукция начала не только вытеснять мелкие компании с рынка, но и отразилась на продажах крупных компаний, пишет издание «Курсив». Так, недавно компания «Адал», продукция которой успешно реализуется на рынках Алматы и Алматинской области, провела ребрендинг. По словам руководителя службы маркетинга «Адал» Дмитрия Нагорного, приход на рынок новых игроков начал ощутимо влиять на продажу компании, в связи с чем было решено провести

сегментацию продукции. Основная цель маркетинговой стратегии, как объяснил г-н Нагорный, заключается в разделении всей линейки продукции «Адал» на Econom (бренд «Молочный Мир») и Mass Market сегмент (бренд «Продукты Наших Ферм»).

«Молочный мир» (традиционный «Адал») — это более социальный продукт, он существует очень давно. Мы снизили цены на продукцию бренда за счет изменения формата упаковки. Состав не изменился. Премиальный же продукт стоит дороже примерно на 20%. Мы — казахстанская отечественная компания, которой сложно конкурировать на молочном рынке. Мы не можем много тратиться на рекламу и считаем, что наши достоинства — это натуральность и замкнутый цикл производства — свои поля, фермы и молокоперерабатывающий завод. Пытаемся выживать в условиях жесточайшей конкуренции. Хороший продукт продает себя сам», — объяснил причину ребрендинга г-н Нагорный.

Ставка на качество молочной продукции, как считает г-жа Сапаргазинова, пока не помогает отечественным производителям. Сейчас эффект может иметь только тотальная проверка импортируемой продукции: «Потребители смотрят сейчас в первую очередь на цену, а не на качество. Так как импортных производителей сейчас нет возможности тотально проверить, как отечественных производителей, они этим пользуются. На цены (на продуцию казахстанских производителей) влияют в первую очередь дорогая стоимость сырья, топлива, энергии и прочие составляющие — все эти затраты не снижаются из года в год, а, увы, растут. Один из главных вопросов, который наиболее часто поднимается в разных ракурсах, — почему в наших торговых центрах приоритет на полках у любого товара, кроме отечественного? Мы считаем, что в нынешних условиях просто необходимо вводить меры, определяющие приоритетность товаров отечественного производства».

По данным, имеющимся у Молочного Союза, казахстанские производители пока держат позиции только в сегменте кисло-молочной продукции. По натуральным сырам, маслу, сухому молоку рынок уже давно потерян, а по йогуртной группе идет тенденция к вытеснению отечественных производителей.

kazakh-zerno.kz