Игристый туризм: какой регион России подкупает путешественников вином?

В Ростовской области год назад создан первый и пока единственный в России винный кластер. Он объединил семь винодельческих предприятий, которые пытаются развивать эногастрономический туризм.

Донской край — самая северная зона возделывания винограда и производства из него автохтонных (аборигенных) вин. От всех южнороссийских и европейских он отличается укрывным виноградарством, которое сложнее, затратнее и требует долгих инвестиций. Но в то же время позволяет выращивать уникальные сорта винограда и делать из них лучшие вина. Только знают о них в основном истинные знатоки, пишет Провэд.

«Не хватает развитой инфраструктуры — дорог, интернета и главное, информационной поддержки. Чтобы потребители знали о существовании туров, нужна информированность. Мы, виноделы, пытаемся решать самостоятельно, но на одном общении в соцсетях далеко не уедешь. Поэтому и динамика очень медленная», — говорит председатель областного Союз виноградарей и виноделов Ростовской области Игорь Губин.

Как организован винный туризм сегодня

В большей степени он держится на энтузиазме самих виноделов. Игорь Губин, владелец винодельни «Вилла Звезда», сам занимается раскруткой туристического направления. Мимо него не проедешь: броский щит, указатели. Он рассказал, что в этом году на его винодельне и в «Шато Саркел», с которой объединились, побывали около 2 тыс туристов. «В основном это корпоративные туристы и семьи, которые путешествуют по югу России — заранее узнают и приезжают целенаправленно», — пояснил он.

«Вилла Звезда» изначально нацелилась на туризм, поэтому еще при строительстве там заложили маршруты с отдельными зонами для питания, продажи сувениров. На других предприятиях этого нет. Например, руководство компании «Ведерники» считает, что пока у них не появятся объекты туризма, они не будут заниматься этим принципиально. Чтобы не делать абы как.

Если сравнивать донские винодельни, то можно считать, что в наиболее выгодном положении находится «Шато Эльбузд». Там тоже выстроен маршрут, к тому же они обладают завидным преимуществом — близостью с областным центром, и предприятие входит в тур обзорной экскурсии по Ростову-на-Дону. В компании есть менеджеры, занимающиеся только туризмом (большая роскошь!), они, например, раскручивают на федеральном уровне так называемый «Дибров-тур».

Стоит отметить, что совместно с департаментом потребительского рынка области и компанией «Рейна-тур НТВ» разработаны однодневные, двухдневные и трехдневные маршруты. Но это, скорее, зачатки работы. Туры посещают преимущественно жители региона. Это в основном корпоративные экскурсии в этнографический комплекс «Станица Цымлянская», на «Ростовский завод шампанских вин», винодельни «Шато Эльбузд», «Шато Саркел», «Вилла Звезда», «Вилла Бани».

Из опыта винного тура

Винодельня «Вилла Бани», или Villabani (с ударением на последний слог)  создана в Мартыновском районе на месте бывшей бани, но делает все, чтобы сегодня это место ассоциировалось только с хорошим  вином. Посадки расположены на юго-восточном склоне, где с 1956 года выращивали только виноградники. У потомственного виноградаря Юрия Химичёва на полях КФХ сегодня 111 гектаров полей, перерабатывается ежегодно 100 тонн продукции — около 40 тыс бутылок.

«Это 12 сортов, — пояснил директор семейной винодельни «ВинаБани». — Европейские: Каберне, Шардоне, Пино-нуар, Рислинг, Ркацители, и донские автохтонные: Цимлянский черный, Красностоп золотовский, Сибирьковый, Кумшацкий белый. Мы каждую гроздь перебираем рукам — хорошая идет на дробилки, плохая выбрасывается, перерабатываем без пресса, это и дает качество. Мы возрождаем забытые аборигенные сорта. Собирали маточник донских автохтонов из 36 сортов более 10 лет, по бабушкам-дедушкам, в институте виноградарства, и сейчас пытаемся воспроизвести в промышленном производстве».

Туристов привлекают самостоятельно — по переписке в соцсетях, сотрудничая с туркоманиями — возят путешественников с пароходов. За турбилет дарят вино. Дегустация стоит 500-600 рублей, с казачьим столом 1 300, средний чек на вина 200-500 рублей. Неподалеку от «Вилла Бани» расположены еще две винодельни, их можно посетить за одну поездку, но они предпочитают работать самостоятельно. И в этом минус: нет консолидации, хотя все входят в областной кластер.

Старинный винный бренд

Самое известное и крупное предприятие Дона с богатой историей — ОАО «Цимлянские вина». Оно было создано еще в XIX веке.

«Ни у кого нет такого количества виноградников автохтонных сортов — более 1 000 га. Из знаменитых сортов, Цимлянский черный и Плечистик мы делаем свои уникальные вина, игристые, приготовленные старым казачьим способом и по современным технологиям, а также «тихие», — рассказал директор завода по производству Юрий Федченко.

Объемы производства составляют до 2 млн бутылок в год, а винограда от 2 до 5 тыс тонн. Всего же завод производит 64 наименования вин при доступной ценовой политике — от 150 до 500 рублей. Есть у завода и вина премиум класса. Продукция известна всей стране, а также в Украине, Прибалтике, Канаде, США. Поскольку Цимлянский район находится в четырех часах езды от Ростова, экскурсии довольно затруднительное дело. На поток они не поставлены, скорее по отдельной договоренности, да и турмаршрута специального у завода нет.

«Мало кто поедет за 200-300 км на часовую экскурсию — здесь надо остаться, заночевать, все неспешно обойти, осмыслить, — считает гендиректор Евгений Кулешов. — Надо, чтобы люди уезжали с завода с хорошим впечатлением, а если по-быстрому, вымотает дорога, и не останется сил на саму экскурсию».

Участники пресс-тура в этом убедились на себе: после дороги и посещения «Вилла Бани» не смогли обойти и трети огромного предприятия. Поэтому руководство уверено: чтобы ощутить особый винодельческий дух этих мест, переварить огромное количество информации, необходимо не менее трех дней. А для поездки на уик-энд нужна соответствующая инфраструктура.

«Если не будет государственной целевой программы, всем стараниям по продвижению винного туризма грош цена. Кроме, может быть, Абрау-Дюрсо, где иной административно-финансовый ресурс. В Ростовской области я его не вижу. Да, мы можем организовать самостоятельно единичные туры от завода, но это не будет энотуризм», —пояснил Евгений Кулешов.

Он мог бы построить небольшой домик для приёма туристов. Но, во-первых, простой за зимний период приведёт к убыткам. Во-вторых, стоимость инфраструктуры — газа, воды, канализации, света, дорог — завод сам не осилит. Евгений Кулешов готов этим заняться на условиях включения в госпрограмму, предусматривающую субсидии и возможности банковского кредита под 6%.

По мнению Игоря Губина, больше всего отрасль нуждается в информационной поддержке на федеральном уровне, чтобы о возможностях региона знали в других областях, а турфирмы предлагали поездки сюда со всех точек страны. Сейчас же даже в ресторанах области в меню отсутствуют донские вина.

 Источник: http://agronews.by/news