ФУМИГАЦИЯ ЗЕРНОВЫХ ГРУЗОВ.

Борьба с вредителями на складах и во время перевозки
Продукция растительного происхождения относится к специфическим грузам, к которым предъявляются особые требования в соответствии с законодательством о карантине. Соблюдение таких требований обеспечивается в том числе за счет фумигации грузов, осуществляемой субъектами хозяйствования с соответствующей специализацией (фумигаторами).
Фумигация зерновых грузов – один из наиболее эффективных и популярных методов борьбы с насекомыми – вредителями зерна, как во время хранения на складах, так и в процессе морской перевозки. Фумигация заключается в обработке зерна газами-инсектицидами (фумигантами), самыми распространенными среди которых являются фосфид водорода (фосфин) и бромистый метил. Эти вещества представляют собой сильнодействующие яды, воздействующие на объект в течение определённого времени, за которое насекомые гибнут от отравления. Технология проведения фумигации требует тщательной подготовки и постоянного контроля: помещения, в которых хранится груз, в процессе фумигации должны быть герметично закрыты, а после проведения фумигации – дегазированы. Существуют также ограничения по параметрам влажности зерна и температуры окружающей среды.
Причины, цели и условия фумигации

Особую специфику имеет фумигация зерна в трюмах судна во время морской перевозки. Закладка фумигирующих таблеток фосфида алюминия производится в загруженный трюм. При соприкосновении с воздухом таблетки выделяют газ фосфин, циркулирующий внутри трюма в течение нескольких дней (от 3 дней до 3 недель) во время перехода судна. По окончании периода экспозиции на судне открываются вентиляционные отверстия трюмов, и проводится дегазация. Фосфин чрезвычайно токсичен для человека, и в случае утечки газа из негерметичного трюма экипаж судна подвергается существенному риску. Неоднократны случаи отравления и даже гибели моряков от воздействия фосфина. Это обстоятельство выдвигает ряд дополнительных требований, как к конструкции судна, так и к процедуре фумигации и вентиляции трюмов. Особые требования выдвигаются также к наличию на судне специальных средств, необходимых для безопасной фумигации груза во время перевозки и защиты экипажа.
На данный момент правовыми нормами как национального, так и международного уровня недостаточно урегулирована ответственность по обеспечению наличия на борту судна таких специальных средств. Документы ІМО, BIMCO и GAFTA в большинстве своем не имеют обязательного характера. Рекомендации IMO предусматривают, что фумигационная компания должна при необходимости обеспечить судно надежными средствами газоанализа и индивидуальной защиты, однако не указывают, за чей счет такое оборудование должно поставляться. На практике проблема сводится к одному вопросу: кто именно – фрахтователь или судовладелец – должен оплачивать оборудование, если оно поставляется на судно фумигационной компанией?
Правовое регулирование на международном уровне
На международном уровне правовое регулирование фумигации грузов на борту судов осуществляется посредством ряда правовых актов, в частности:
— Конвенцией SOLAS-74;
— Международным кодексом морской перевозки твердых навалочных грузов (IMSBC) IMO;
— Рекомендациями ІМО о безопасном использовании пестицидов на судах (MSC.1/Circ.1358, 30.06.2010);
— Рекомендациями ІМО о безопасном использовании пестицидов на судах, применимых для фумигации грузовых трюмов (MSC.1/Circ.1264, 27.05.2008 с учетом изменений к ним, внесенных MSC.1/Circ.1396, 16.11.2011);
— пересмотренными Рекомендациями о безопасном использовании пестицидов на судах, применяемых для фумигации грузовых транспортных единиц ІМО (MSC.1/Circ.1361, 27.05.2010);
— Кодексом практики по безопасности и эффективности морской фумигации Международной морской организации фумигации (IMFO);
— а также иными документами, изданными международными организациями (IMO, BIMCO, GAFTA).
Основополагающим международно-правовым актом в этой сфере является Конвенция SOLAS, которая устанавливает общий подход к решению этого вопроса, в частности предусматривает, что соответствующие меры предосторожности должны быть приняты при использовании пестицидов на судах, в особенности для целей фумигации.
Международный кодекс морской перевозки твердых навалочных грузов (IMSBC) предписывает осуществлять фумигацию в соответствии с рекомендациями IMO. Рекомендациями ІМО о безопасном использовании пестицидов на судах, применимых для фумигации грузовых трюмов, предусмотрено, что на судне должны находиться:
1) комплект оборудования для газоанализа и расходные материалы;
2) инструкции по удалению остатков фумигационного материала;
3) как минимум четыре комплекта защитного оборудования;
4) необходимые лекарства и медицинское оборудование;
5) руководства по первой медицинской помощи при происшествиях.
Похожими по содержанию являются положения пересмотренных Рекомендаций о безопасном использовании пестицидов на судах, применяемых для фумигации грузовых транспортных единиц (MSC.1/Circ.1361, 27.05.2010).
Позиции BIMCO и GAFTA
Правилами фумигации GAFTA №132, положения которых обязательны к применению в том случае, если на них сделана ссылка в контракте, предусмотрено, что зарегистрированные фумигаторы GAFTA обязаны действовать в соответствии с рекомендациями ІМО о безопасном использовании пестицидов на судах, инструкциями производителя фумиганта и другими производственными стандартами, а также правовыми нормами, распространяющими свое действие на место оказания услуг.
Согласно предписаниям Кодекса практики по фумигации и контролю вредителей GAFTA, фумигатор обязан удостовериться в том, что на судне имеется оборудование для газоанализа, защитные средства, а в случае обнаружения недостатка в таком оборудовании письменно уведомить капитана судна о его ответственности в его обеспечении.
Процитированные положения Кодекса практики по фумигации и контролю вредителей GAFTA предусматривают ответственность капитана за обеспечение наличия на судне спецсредств и оборудования, необходимого для проведения фумигации грузов на борту.
В сентябре 2015 г. BIMCO опубликовала разработанную стандартную Оговорку о фумигации грузов (Cargo Fumigation Clause for Charter Parties). Данная оговорка касается распределения ответственности и бремени расходов по проведению фумигации грузов, с их возложением на фрахтователя в части обеспечения судна спецсредствами и оборудованием, указанным в упомянутых Рекомендациях ІМО. Однако эта оговорка является обязательной лишь для участников перевозки, включивших такую оговорку в соответствующий чартер.

Источник: http://www.agroxxi.ru/