Быстрая еда: есть ли перспективы у российских хлопьев и мюсли?

Нарастить выпуск отечественные производители могут за счет продвижения культуры сухих завтраков в малых городах, считают эксперты.

По итогам января-августа 2016 года производство сухих завтраков (зерновые хлопья, мюсли, каши-минутки и другие продукты из зерновых культур) в России в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 0,6% (до 236,5 тыс тонн). При этом на протяжении пяти месяцев из восьми выпуск в годовом выражении увеличивался (Рисунок 1).

рис1

Отечественный рынок сухих завтраков стал развиваться на заре 1990-х — в то время на нем доминировали иностранные производители, которые, по сути, создали в России культуру потребления каш быстрого приготовления за счет рекламной кампании на ТВ. Сегодня большую часть рынка также занимают иностранные компании, правда, уже локализовавшиеся на территории РФ (ООО «Нестле Россия», ООО «Келлогг Рус», ОАО «Завод Пак Тайм» и др.).

Сухие завтраки, представленные на российском рынке, можно разделить на три потребительских сегмента — продукция для детей, всей семьи и здорового питания. В связи с усиливающейся популярностью здорового образа жизни на рынке в ближайшие годы будет увеличиваться сегмент низкокалорийных сухих завтраков, считают аналитики IndexBox.

Динамика производства сухих завтраков в РФ

Однако этому отчасти могут помешать трудности производителей с выходом на потребителей. Розничные сети неохотно пополняют свой ассортимент торговыми марками неизвестных им производителей, тогда как у давно представленных на рынке брендов нет проблем ни с размещением своей продукции в сетях, ни с доведением до покупателей ее новых видов.

Крупнейшим инвестиционным проектом отрасли в 2016 году стал запуск в Перми линии по производству сухих завтраков усилиями компании «Сириал Патнерс Уорлд Уайд», являющейся совместным предприятием «Нестле» и «Дженерал Милс». Проект его участникам обошелся в 1,3 млрд рублей.

Если в натуральном выражении производство сухих завтраков по итогам января-августа снизилось на 0,6%, то в стоимостном оно, наоборот, выросло (на 6%). Рост цен связан, в том числе с тем, что в 2015 году на 6% сократились посевные площади овса (на 6% до 3 млн га) и на 15% — его сбор (до 4,5 млн тонн).

К крупнейшим в России производителям сухих завтраков можно отнести: ООО «Нестле Россия» (Москва), ООО «Келлогг Рус» (Воронеж), ООО «РК Европрестиж» (Московская обл.), Компания «Увелка» (ООО «Ресурс», Челябинская обл.), ОАО «Русский продукт» (Москва) и ОАО «Завод Пак Тайм» (ТМ Matti, Татарстан). В

Во втором квартале 2016 года регионом-лидером по производству сухих завтраков являлся Центральный федеральный округ, доля которого в общероссийском выпуске составила 28,9% (25,5 тыс тонн); за ним следовали Сибирский (21,7%; 19,2 тыс тонн) и Северо-Западный ФО (18,8%; 16,6 тыс тонн). Суммарная доля этих округов во втором квартале 2016 года была такой же, что и в первом (69%), что говорит о стабильности загрузки мощностей.

Структура производства сухих завтраков по федеральным округам РФ

Рынок сухих завтраков имеет большой потенциал для развития, полагают аналитики IndexBox. Основой его роста в ближайшие годы останется усиливающаяся популярность здорового образа жизни. Расширить свое присутствие на рынке отечественные производители могут за счет продвижения собственной продукции в небольших городах, где пока что сухие завтраки распространены меньше, чем в мегаполисах, жителям которых их употребление позволяет экономить время в условиях быстрого ритма жизни.

Источник: http://agronews.by/news/