Мария Коваль Козоводство значительно менее затратный с точки зрения инвестиций бизнес

В Москве прошла IV Международная конференция по козоводству “От козы к сыру — это просто!”, организованная компанией DeLaval при информационной поддержке Milknews.

Milknews пообщался с главой ремесленной сыроварни в Переславском районе и соучредителем Союза сыроваров России Марией Коваль о том, какое будущее ждет козоводство в России и кто должен защищать молоко от нападок хейтеров.

Milknews: Как вы считаете, какие перспективы у козоводства есть в нашей стране при довольно низкой платежеспособности населения? Есть ли смысл в это вкладываться? 

Мария Коваль: Я считаю, что у козоводства в России довольно большие перспективы, несмотря на то, что уровень государственной поддержки этого сектора остается низким. Классно то, что козоводство значительно менее затратный с точки зрения инвестиций бизнес, и соответственно, у фермеров есть возможность расти самостоятельно в этом направлении. Это очень хорошая ниша для тех, у кого нет большого количества денежных средств и тех, кто не хочет брать большие кредиты, а предпочитает развиваться постепенно.

В рамках конференции мы изучили опыт французских и российских коллег, которые доказывают, что построить эффективный бизнес действительно возможно. Развитие самого козоводства как такового однозначно будет продолжать набирать обороты, потому что сыр из козьего молоко это, пожалуй, самых близкий, самый популярный продукт, и маленькие сыроварни сегодня активно открываются. Мы действительно чувствуем огромный дефицит этого продукта, поэтому я думаю, что перспективы сектора очень радужные, и в данном случае можно на государство не оглядываться.

Milknews: Можно ли примерно оценить, с каким минимальным капиталом можно входить в отрасль?

Коваль: На сегодняшний день, опять же благодаря санкциям, появляется российское оборудование, которое стоит небольших денег. В пределах 150 000 рублей можно купить небольшую ёмкость, в которой можно варить сыры. Если мы говорим о стоимости животных, то опять же необязательно выбирать какие-то дорогостоящие породы, а брать более простой и более дешёвый скот, а затем постепенно расти и в направлении улучшения качества, повышения самого потенциала животных. Не у всех есть возможность привести альпийских коз.

Тем не менее, нужно прекрасно понимать, что для сыроделия понадобится ещё и инфраструктурная часть: система канализационной очистки, оборудование согласно требованиям Россельхознадзора и Роспотребнадзора, строительство определенных помещений. Конечно, люди, у которых нет достаточного количества денег, развиваются и работают, так что главное — желание.

Milknews: Как вам кажется, с какими проблемами придется столкнуться начинающему фермеру?

Коваль: Когда ты глубоко погружаешься в бизнес, то там всегда есть огромное количество проблем, но самое главное, что проблемы преодолеваемы. Когда мы говорим о маленьком хозяйстве, то мы должны понимать, что большая часть работы ложится на плечи самого фермера, в данном случае проблема кадров становится более второстепенной.

Если говорить о проблеме кормов, то мне кажется что в нашей стране именно для малого рогатого скота, созданы очень хорошие условия, есть те же самые травостои, которые можно было бы косить. Корова значительно более сложное животное, чем коза. Как мы кормим наших коз? В летний период это зелёная масса, в зимний период — исключительно сено плюс ячмень, овёс. Это весь их рацион, и они вполне неплохо у нас доятся, и мы получаем здоровое поголовье молодняка. Тем не менее, конечно в этом направлении нужно развиваться, становиться более профессиональными, составлять более сложный рацион. У сыровара также есть прекрасный вторичный продукт — это сыворотка. Это отличный витаминный продукт для животного.

Конечно, если мы говорим о крупном производстве, то и в козоводство нужно вкладывать большие инвестиции, закупать более серьёзное оборудование, искать высококвалифицированные кадры, специалистов. Обязательно нужно создавать условия для животных, потому что они будут содержатся в больших группах, естественно, уже и другие ветеринарные мероприятия здесь необходимы. Но есть перспективы для развития, как у мелких, так и у более крупных производителей. Я считаю, что у нас действительно нет как такового рынка козьего молока — всего 2-3 компании, которые производят козье молоко, рынок абсолютно пустой на мой взгляд на сегодняшний момент.

Milknews: А не может ли так получиться, что вдруг все начнут активно вкладывать в сектор, и произойдет сильная консолидация, опять начнут обвинять крупные компании в захвате рынка?

Коваль: Я считаю, что люди в какой-то степени лукавят, когда обвиняют кого-то в своих неудачах. Заниматься развитием и повышением эффективности продаж нужно как мелкому, так и крупному производителю. Опять же, у нас 147 млн жителей, если 1% будет есть козьи сыры, потреблять продукцию из козьего молока, то это большие перспективы. Плюс надо понимать, что если вдруг у нас настолько активно пойдет развитие козоводства, у нас же всё-таки есть направление экспорта, почему нет? Почему бы не нам экспортировать сырье или сыры в тот же самый Китай или Японию? Вариантов для развития много.

Всё больше фермеров разводит хорошее поголовье, значит есть больше возможностей покупать качественный скот дешевле, иные технологические возможности становятся дешевле и доступней. А конкуренция? Всегда нужно уметь бороться в конкурентной среде, это обязательно.

Milknews: Мы всегда говорим, что потребление находится на низком уровне. Как нужно пропагандировать потребление молочки, потребление козьего молока? Кто за это должен платить: государство или бизнес?

Коваль: За продвижение, я считаю, должен платить исключительно бизнес, государство здесь ни при чём. Это исключительно коммерческая задача.

С другой стороны, такие глобальные тенденции “против” молока в целом — это мировая тенденция, и здесь действительно очень активно работают производители растительных ингредиентов, продуктов, защищая таким образом тот же сыр из растительных жиров. Здесь достаточно серьёзная проблема. Сложно сказать, как можно было бы её решить. Я думаю, что здесь нужно производителям объединяться. Союзы между прочим могут активно в данном направлении действовать.

Тем не менее есть тенденция в стремлении обеспечить правильное питание для своего здоровья и здоровья будущего поколения, и я считаю, что она будет в любом случае активно развиваться. Этот негатив, он пройдёт.