«Агрокомплекс им.Ткачева ожидает роста EBITDA в 2020г до 18,5 млрд рублей»

«Агрокомплекс им. Н.И.Ткачева», принадлежащий семье бывшего министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева, в этом году вошел в тройку лидеров РФ по площади сельхозземель, увеличив земельный банк до 665 тыс. га. В дальнейшем холдинг намерен сфокусироваться на проектах в сфере агропереработки и на развитии экспорта. О планах развития бизнеса в интервью «Интерфаксу» рассказал генеральный директор агрокомплекса Евгений Хворостина.

— Евгений Николаевич, правительство РФ на минувшей неделе с подачи президента России приняло ряд жестких мер по стабилизации цен на социально значимые продукты питания. В итоге Минсельхоз, Минпромторг, торговые сети и поставщики продовольствия заключили соглашения о сдерживании цен на эти товары до конца первого квартала 2021 года. Как Вы относитесь к подобному способу управления ценами в условиях рыночной экономики?

— Мы соглашение подписали и четко его исполняем.

— С какими финансовыми показателями планируете завершить год? Какие факторы оказали существенное влияние на их динамику?

— В целом по группе компаний мы нарастим консолидированную выручку по итогам текущего года на 12%: если в 2019 году она составила 94 млрд рублей, то в этом году ожидаем 106 млрд рублей. Показатель EBITDA в прошлом году составил 16,5 млрд рублей, в текущем мы ожидаем рост до 18,5 млрд рублей.

И здесь несколько факторов: во-первых, подросла цена на нашу сельхозпродукцию; во вторых — резкое увеличение всех производственных показателей, и большая работа над себестоимостью. Нам удалось несмотря ни на что, сократить себестоимость.

— «Агрокомплекс» является одним из крупнейших землевладельцев в РФ — земельный банк превышает 600 тыс. га. Планируете ли увеличивать площадь сельхозземель?

— По данным на конец ноября 2020 года, земельный банк «Агрокомплекса» составил 665 тыс. га, в том числе 635 тыс. гектаров обрабатываемых сельхозземель. Существенного прироста в этом году не было, мы выросли на 2-3 тыс. га за счет покупки небольших фермерских хозяйств, которые к нам обращались.

Активного наращивания земельного банка в 2021 году мы также не планируем, и даже на ближайшие годы таких планов нет. Активно работаем над структурой собственности внутри холдинга, покупаем землю у пайщиков. Сосредоточимся на этом и в 2021 году.

— В 2018 году «Агрокомплекс» открыл завод по производству сыров, который стал крупнейшим на юге России. Насколько успешным оказался проект? Планируется ли расширение производства или строительство еще одного предприятия? В какие сроки? С какими инвестициями?

— Проект успешен, и по итогам 2020 года уже вышел на показатели финансовой модели, его загрузка составляет 70%. Все остальные показатели доходности, прибыли полностью соответствуют финмодели. Мы довольны проектом и сегодня проектируем вторую очередь завода — это будет производство сыров с плесенью. Документация по этому проекту будет готова к июлю следующего года, и, я думаю, что в следующем году мы приступим к его строительству. Объем инвестиций — порядка 5 млрд рублей, строительство займет 1,5-2 года.

— Каков объем инвестиционной программы агрохолдинга в текущем году? Куда были направлены средства? Какие проекты запланированы на 2021 год?

— В среднем ежегодный CAPEX составляет порядка 5 млрд рублей. Из значимых проектов этого года — приобретение оборудования для наших сахарных заводов, мы установили жомосушильные комплексы. На это ушло более 1,5 млрд рублей, остальное — это поддерживающие затраты: приобретение сельхозтехники, сельхозземли.

На следующий год, помимо строительства завода по производству сыров с инвестициями в 5 млрд рублей, планируем приобрести новое оборудование на Кореновский сахарный завод. На это потребуется порядка 800 млн рублей.

— Что представляет собой экспортная программа? Освоение каких рынков будет в приоритете в 2021 году?

— Приоритетное направление в экспорте — Китай и Ближний Восток. В Китай мы уже частично поставляем продукцию птицеводства. Ждем открытия рынка по свинине и надеемся, что это произойдет в следующем году. Бобовые культуры поставляются в Индию, Пакистан, рис — в Турцию и Иран. И мы активно работаем в этом направлении.

— Вы не раз заявляли о планах начать экспорт в Саудовскую Аравию. О какой продукции идет речь? В каких объемах? Есть ли договоренности?

— В Саудовскую Аравию мы рассматриваем поставки продукции птицеводства. В этом году пробно отправили на экспорт 200 тонн сена, откатали логистические маршруты, подходим по качеству, поэтому в следующем году будем развивать это направление.

— А зерно?

— Пока не получается. Пока та выручка, которую мы там можем получить с учетом логистических затрат, гораздо меньше, чем мы можем получить здесь от реализации продукции на месте.

— А если говорить в целом, какая часть валового сбора зерновых отправляется за рубеж?

— Мы напрямую не экспортируем, а продаем на месте компаниям-экспортерам. Но если говорить в целом по группе, то это (объем поставок сторонним российским и зарубежным контрагентам — ИФ) порядка 60%, остальное потребляется для собственных нужд.

— Были ли потери зерна в текущем году из-за засухи? Планируете в дальнейшем наращивать общие площади под зерновыми?

— Конечно, были. Из-за засухи и заморозков мы недобрали порядка 20% прогнозируемого урожая, но цены несколько скорректировали ситуацию.

Что касается планов, у нас уже сложился севооборот, и он научно обоснован, поэтому площади достаточно стабильные, увеличение производства возможно только за счет урожайности.

— Холдинг в последние годы продвигал бренд «Агрокомплекс им. Н.И.Ткачева», однако, недавно было принято решение о переходе на новый бренд — «Агрокомплекс Выселковский». Почему возникла необходимость проводить ребрендинг?

— Вообще, я считаю, что этот процесс должен быть постоянным. Нужно улучшать и внешний вид, и качество продукции. Мы изменили название бренда, подчеркнув наше одно из важнейших преимуществ — локальное происхождение — теперь это «Агрокомплекс Выселковский». Мы следуем за потребителями, поэтому, уверен, что в конечном итоге ребрендинг приведет к росту продаж.

— Сегодня «Агрокомплекс» насчитывает более 700 собственных магазинов. Какую долю занимает розница в общем объеме продаж? Планируется увеличивать сеть в других регионах РФ, кроме юга?

— Мы не планируем расширять сетку исключительно с точки зрения логистических затрат и невозможности поставить эффективно, к примеру, на Урал или в Сибирь продукцию с короткими сроками годности. А у нас более 90% собственной продукции — именно с коротким сроком годности. Один из наших важнейших принципов — не более 12 часов с момента производства продукта до появления на полке. Именно поэтому расширение на текущий момент невозможно.

Что касается каналов реализации, то на сегодняшний день 50% продукции реализуется через собственную розничную сеть, а остальное — через федеральные торговые сети, дистрибьюторов, интернет-магазин. В этом направлении и будем двигаться дальше.

— Нет ли планов развивать новые форматы собственных магазинов, к примеру «большого супермаркета»?

— Мы планируем переформатировать все наши магазины из прилавка в самообслуживание. У нас есть опыт открытия большого супермаркета площадью более 1 тыс. квадратных метров в Краснодаре. Это экспериментальный проект, и если он окажется удачным, мы, конечно, будем его развивать.

— Расскажите, как пандемия коронавируса повлияла на работу агрохолдинга?

— Безусловно, первая волна коронавируса внесла свои корректировки в производственные процессы. Нам пришлось усилить безопасность на предприятиях, перестроить сменные графики, разработать принципиально другие правила поведения в компании. Но вместе с тем нам удалось не допустить вспышек заражения и в первую, и во вторую волну. И хотя на первом этапе возникали проблемы, связанные с приобретением средств защиты, масок, нам удалось их быстро решить. Сейчас в компании работает оперативный штаб, который позволяет нам вовремя реагировать, поэтому, в общем-то, можно сказать, что работа уже налажена, мы готовы к любому развитию ситуации.

— Наблюдалось ли изменение продаж в период пандемии, потребительского спроса? Как сейчас обстоят дела со спросом?

— Ажиотаж, который наблюдался несколько месяцев, спровоцировал существенный рост спроса на бакалейную группу товаров. Ажиотаж понятен. Люди запасались впрок, думая, что будут какие-то проблемы. Поэтому мы вносили корректировки в наши планы и увеличили объемы выпуска продукции. Все заявки покупателей были выполнены, и сейчас мы также готовы, в случае необходимости, увеличить производство.

Сегодня мы наблюдаем в наших магазинах падение трафика покупателей примерно на 10%. Вместе с тем подрос средний чек. То есть, люди стали в одну покупку покупать в больших объемах, нежели ранее, что, собственно, и нивелировало падение в выручке.

И очень четкий тренд, который мы прослеживаем сейчас — это переориентация покупателя именно на продукты эконом-класса. Поэтому мы запустили несколько линеек продукции эконом-класса, и сегодня они производятся и поставляются как в федеральные сети, так в наши розничные магазины. Я думаю, что этот тренд будет устойчивым и в следующем году.