Отдай 5 миллионов рублей за парковку и спи спокойно

Места для машин в Москве продаются по цене квартиры в Подмосковье

Программа «Народный гараж», начатая в Москве 9 лет назад, завершилась — сообщила на этой неделе пресс-служба столичного Стройкомплекса. За это время было построено 167 объектов на 50 тысяч машиномест.

Вообще, ситуация с парковками в Москве сложилась парадоксальная: проблема становится все острее, парковаться негде, москвичи порой тратят по часу в поисках места возле дома, а городские программы строительства гаражей сворачиваются. Те же парковки, что продаются, большинству жителей совершенно не по карману.

История вопроса

Программа «Народный гараж» стартовала на закате «эры Лужкова» — в 2009 году, а в 2010-м уже началась продажа парковочных мест. Изначально стоимость машиноместа в таком паркинге составляла 350 тысяч рублей. Однако программа пользовалась низким спросом, поскольку многие гаражи строились в отдалении от жилых домов. Чтобы программа не провалилась окончательно, в завершение строительства были вложены бюджетные деньги.

В последнее время спрос на машиноместа в таких паркингах стал резко расти. В 2015-м их было продано 157, в 2016 — 516, а в 2017 году почти втрое больше — 1450. Места начали продавать на электронном аукционе — и уже по рыночной стоимости. Как сообщалось, сейчас в центре в среднем стартовая цена начинается от 1 млн., и в итоге порой доходит до 5 млн. рублей.

Гладко было на бумаге…

— По этой программе построили почти в 2 раза меньше гаражей, чем было запланировано правительством Москвы, — рассказывает Сергей Пыхтин, специалист по проектированию и эксплуатации паркингов. — Изначально было выделено около 250 земельных участков. А 5 лет назад вообще было возбуждено уголовное дело — достаточно громкое, чиновники, отвечающие за это гаражное строительство, были привлечены к ответственности. После этого решили вместо «Народного гаража» сделать программу «Инвестиционный гараж» — предполагающую привлечение инвесторов, которые вели бы это строительство, и последующую уже не продажу, а аренду машиномест.

— Почему программа «Народный гараж» провалилась?

— Во-первых, потому что это были паркинги по сути открытого типа — цены были немаленькими, но машины подвергались воздействию снега, ветра, пыли. Сейчас очень многие уже построенные по этой программе гаражи стали закрывать навесами, стеклами. В Москве все паркинги есть смысл делать именно закрытого типа — чтобы машина была в тепле, не подвергалась коррозии.

Вторая ошибка — с этажностью, число этажей нужно увеличивать. Сегодня свод правил позволяет строить 9 этажей — можно сделать 9 надземных или 5 надземных и 4 подземных. Это наиболее эффективное использование земли — а она очень дорогая. Вообще, в Москве паркинг дорогое удовольствие, поэтому целесообразно их делать достаточно большими, тогда они сглаживаются по стоимости.

 — Людям не нравилось и то, что располагались парковки очень далеко от дома.

— По существующему СанПиНу, нельзя располагать большие паркинги рядом с жилыми массивами. Но ходить в отдаленный паркинг, особенно зимой, никто не хочет. И на инвестициях в этом случае можно поставить крест. Чтобы люди покупали места, гараж должен находиться рядом с домом. Этому вопросу должны уделить внимание законодатели.

— Сейчас с придомовыми парковками ситуация тяжелая. Москвичи ставят шлагбаумы, чтобы отсечь посторонних, но мест все равно не хватает…

— В мегаполисах мира уже давно принята такая норма: 30% занимает застройка, 30% паркинг, 30% дороги и еще 10% отводится на озеленение. То есть паркинг должен составлять треть площади, это должно быть и у нас заложено — и в градостроительный план, и в программу реновации. В Москве сейчас 350 машин на 1000 человек, в Европе порядка 450−500, а Америке — 1250. Число машин будет расти. И решить проблему только с помощью перехватывающих парковок, о которых говорят московские власти, явно не получится.

Надо внести изменения — разрешить расположение паркингов рядом с жилыми массивами. И надо дать людям возможность самим участвовать в этом строительстве, а не передавать все отдельным инвесторам, как предполагает программа «Инвестиционный гараж» — иначе будет много перегибов, рисков, люди не будут заинтересованы. И эксплуатация дороже обойдется. Стоит все-таки вернуться к старой схеме, но внести в нее коррективы. Чтобы паркинги были приближены к российской действительности.

 — В старых жилых районах столицы места очень мало, может быть, там должны быть подземные парковки?

— Я в свое время разрабатывал концепцию застройки Москвы подземно-надземными механизированными паркингами — по сути дела, это такие оборудованные лифтами склады для машин. В Америке много таких парковок. Для них места нужно намного меньше — в разы, так что в каждом жилом массиве нашлась бы площадка. Но эти парковки дороже, чем аналогичные классические многоэтажные паркинги, и их надо обслуживать. Поэтому надо создавать сразу сеть таких парковок, чтобы в штате были специалисты, которые постоянно могли бы за ними следить. Кроме того, у нас их надо утеплять, чтобы лифтовое хозяйство не выходило из строя. Поэтому такая программа должна финансироваться уже на уровне правительства Москвы, отдельному инвестору экономически невыгодно ее внедрять.

Ирина Хмара

http://svpressa.ru