Особенности национальных ДТП

В России многие аварии спровоцированы хамством водителей

Количество глупых и нелепых аварий растет год от года. Кажется, объяснить данный феномен проще простого — число транспортных средств увеличивается, «невезучих» водителей становится больше. На деле ситуация несколько иная.

Манера вождения и торможения

У меня есть подруга детства, которая лет восемь назад по работе уехала в Чехию. И вот недавно она решила навестить старых знакомых. Приехала к нам из Праги на стареньком, но бодром автомобильчике. Покатавшись по городу всего один день, девушка заявила, что ни за какие пряники больше за руль не сядет.

При этом она действительно опытный водитель, закончивший несколько специальных курсов по вождению. К тому же, моя знакомая — завсегдатай пражских гоночных треков. В общем, водитель по-настоящему хороший. Во время разговора выяснилось, что она просто не могла понять, что происходит на дорогах. Машины постоянно нагло лезли в ее ряд, не включая при перестроении поворотники, злобно бибикали, когда она «тупила» на светофорах и так далее. Сильнее всего ее пугали затонированные «в ноль» авто (причем черными были и задние огни), действия которых невозможно было предугадать.

Пообщавшись с ней, я понял, что подруга-то права. Это мы привыкли, что от участников дорожного движения нужно ждать чего угодно. Мы адаптировались к наглому и хамскому стилю вождения других водителей, поэтому воспринимаем это спокойно или почти спокойно. А ей, человеку с уже европейским менталитетом, все кажется диким и невежественным.

Вот сколько водителей, которые являются постоянными клиентами различным кузовных мастерских? Очень много. Большой процент составляют «невиновные», которых частенько «целуют» в корму. Почему так происходит, они не задумываются. Понятно, что виноват тот, кто сзади. Мол, надо соблюдать дистанцию. А о том, что часть вины лежит и на их плечах, думать не хотят.

Представьте ситуацию: черный авто с глухой тонировкой, а человек за рулем любит давить сначала одну «тапку в пол», ускоряясь на коротких участках, а затем другую, проверяя работоспособность тормозов и реакцию водителей. Понятно, что далеко не каждый успевает нажать на тормоз. Вот и ДТП, и «козел отпущения», который просто пострадал из-за хамства другого.

А сколько на дороге встречается автомобилей с перегоревшими лампочками стоп-сигналов и черными задними фонарями? Владельцы этих транспортных средств почему-то забывают о существовании зеркал заднего вида, о других водителях. Их «стальные кони» лезут из ряда в ряд в пробках, резко останавливаются там, где этого делать нельзя. При этом в ДТП они будут невиновны, если, конечно, у другого «счастливчика» нет регистратора.

Есть водители, проповедующие стиль «фантом» на дороге. Они пытаются пролезть в самую узкую щель в транспортном потоке, делая это резко и неожиданно. При этом «фантомы» обожают держаться в мертвой зоне у других участников движения и сокращать дистанцию до впередиидущего авто до минимума. Создается даже впечатление, что они прячутся за каким-нибудь грузовиком или автобусом с одной целью — потом внезапно выскочить, как черт из табакерки, перепугать остальных и благополучно уехать в закат. Ну, или в другое авто.

Интересно, что режим «невидимка» популярен не только у молодых, неопытных пацанов, которым хочется казаться крутыми, но и у опытных, взрослых мужиков. Несмотря на стаж вождения, который переваливает за десять или двадцать лет, им отчего-то недоступно понимание, что на дороге нужно быть заметным и понятным.

Парковка по-русски

Москва, Курск, Уфа или Комсомольск-на-Амуре — везде одна и та же картина во дворах. Машины натыканы так, что черт ногу сломит. Поэтому часто бывает, что кто-то кого-то зацепил. По идее, в ДТП на парковке всегда виноват тот, кто въехал. Это, по крайней мере, логично. А о том, что пострадавший сам создал аварийную ситуацию, задумывается лишь виновник. Мне кажется, что некоторым автовладельцам, бросающим своего «стального коня» абы где и абы как, его дальнейшая судьба малоинтересна. Поэтому их машины подпирают впередистоящие (а как те будут выезжать — это их проблемы), стоят там, где по утрам обычно пытается маневрировать мусоровоз или просто на узкой дворовой улочке, где и одному-то автомобилю тесно. Этот список можно продолжить.

Мне интересно, на что надеются такие автовладельцы? На великолепную рулежку остальных водителей, на их честность и добропорядочность? Машину же могут банально поцарапать, помять. Причем виновник, скорее всего, скроется в неизвестном направлении. А если авто стоит на пешеходной дорожке и мешает людям, то наверняка найдется герой с гвоздем в кармане. И уж он точно не сознается в своем деянии.

Приведу пример из жизни, прямо из своего двора. Жил в нашем доме (уже съехал) дядя, владелец могучего черного Range Rover. Ставил он его всегда так, что нам, простым смертным, его машину приходилось перепрыгивать или перелетать. Если же на парковке у дома места не было, то его «Рендж» заезжал передними колесами в детскую песочницу.

И разговаривали с ним, и просили, но все заканчивалось тем, что тот либо посылал в места не столь отдаленные, либо просто показывал средний палец. История хамства и наглости закончилась банально — машину кто-то поджог. Однажды ночью раздался звон стекла, а потом вспыхнуло пламя. И виновных не нашли, хотя владелец Range Rover обещал посадить весь дом, а также жильцов соседних.

Я это к чему? Сжигать машины, конечно, нельзя, надо стараться решить вопрос мирным путем. Но многие уже привыкли на хамство отвечать хамством. Поэтому эта история — лишь одна из многих.

А глаз как у орла!

Другая категория водителей, которые провоцируют аварии, — это люди с плохим зрением. Руководствуясь постулатами, что «очки им не идут», а «тыкать в глаза линзы — дикость», они садятся за руль и выезжают на оживленные дороги. Другие машины, пешеходы, оградительные сооружения — все это они элементарно могут просто не увидеть. Жаль, что по факту сотрудники ДПС не обращают внимания на отметку в правах «очки/линзы». Это почему-то стало никому не нужной формальностью.

Сколько каждый год происходит ДТП просто из-за того, что водитель «не увидел» препятствие на дороге? Огромное количество! Но что самое неприятное — им наука не идет впрок. Боясь казаться чудными в очках, люди со зрением в -2,5 диоптрии (чаще зрение еще хуже) катаются и дальше.

Что в итоге?

Подводя черту, можно смело сказать, что часто в ДТП виноваты оба водителя. Да, неожиданно подрезал, не успел затормозить, бывает. Зная, что таких водителей много, нужно стараться прогнозировать ситуацию. А от наглухо затонированных черных машин, как сказал один мой знакомый, вообще держаться подальше. И авто целее будет и нервы.

Ну а тем водителям, которые плюют на элементарные правила дорожного движения и не думают о других, хочется сказать одно — не всегда авария может ограничиться разбитой фарой или треснувшим бампером. Часто за хамство на дорогах приходится расплачиваться не деньгами, а жизнью.

Павел Жуков