Определяем выбор необходимых компонентов
В ПДД имеются четкие требования к автомобильной аптечке. Но если случится неприятность в дороге, коробка с крестом, скорее всего, окажется бесполезной. Ведь там нет ни лекарств, ни банальных йода с зеленкой. По сути, арсенал такой аптечки пригоден лишь для остановки крови да перевязки раны. Какой должна быть аптечка на самом деле?
Загадка стандартной аптечки
Представители Минздрава при галстуках и портфелях объясняют, почему набор стандартной аптечки автомобиля, мягко говоря, своеобразен: при несчастных случаях пострадавшим помощь оказывают люди, которые в принципе далеки от медицины. Это значит, что они и диагноз поставить правильно не смогут, и распорядиться медикаментами по назначению тоже не догадаются.
Но по той же логике получается, что свидетель несчастного случая на дороге сможет и перелом правильно зафиксировать, и жгут наложить куда нужно, и условный фонтан крови «перекрыть». В общем, довольно интересно получается, не находите?
Одна для ГИБДД, другая — для себя
Обычные медики, которые работают в больницах и поликлиниках, советуют водителям положить в авто еще одну аптечку, личную. Первая, собранная по правилам ПДД, будет радовать инспекторов, вторая пригодится в экстремальной ситуации.
Понятно, что «прописаться» во второй аптечке должны именно те препараты, которыми пользуется водитель или кто-то из его постоянных пассажиров. Ведь большинство хронических заболеваний «любят» обостряться в самый неподходящий момент. Как раз в дороге, когда до ближайшего населенного пункта десятки, а то и сотни километров.
Но и о других полезных препаратах нельзя забывать. Например, банальный парацетамол. Он отлично поможет справиться и с неожиданно поднявшейся температурой, и в качестве обезболивающего сгодится. Пригодятся и капли для носа и спреи для снятия боли в горле.
А вот от медикаментов в виде порошка лучше отказаться. В их состав входят различные сосудосуживающие вещества, которые могут вызвать замедление реакции или сонливость. Такие же побочные эффекты приносят и популярные препараты от аллергии. Например, «Супрастин». А дело в том, что это лекарство, как и «Тавегил», уже являются устаревшими. Поэтому лучше пользоваться специальными спреями.
Если присутствуют проблемы с сердечно-сосудистой системой, то в аптечке обязательно должен быть проверенный временем валидол. Он будет полезен и пассажирам, которых укачивает в авто: этот медикамент неплохо снимает тошноту.
Для обработки ссадин, порезов или ран лучше всего подойдет перекись водорода. Ею пользоваться гораздо удобнее, нежели йодом или, например, зеленкой. Только перекись хранить надо не в стандартной стеклянной таре, а в пластиковой, чтобы случайно не разбить. Кстати, нелишним будет и какой-нибудь антисептик в виде маркера.
Чтобы не забыть
С «официальной» аптечкой все просто: купил, положил в багажник и вычеркнул из памяти. А вот с личной придется заморочиться. Например, периодически проверять у медикаментов срок годности — просроченные лекарства могут навредить посильней болезни.
Важно помнить, что находиться личная аптечка должна в месте, где нет сильных перепадов температур (кстати, и сильная жара недопустима).
Чего нельзя?
Существует целый ряд медицинских препаратов, использование которых нежелательно за рулем.
Успокоительные
Если нервишки шалят, за руль лучше вообще не садиться. А уж тем более, после приема популярных успокоительных (седативных) «штук». Ведь все они одинаково сильно бьют по центральной нервной системе. Из-за этого может и в сон клонить, и координация нарушиться.
Атропин
Это вещество используется в глазных каплях. Обычно врачи прибегают к помощи лекарства с одноименным название, чтобы исследовать глазное яблоко. Атропин расширяет зрачок, из-за чего в «минусе» оказывается зрение. Поэтому садиться за руль после атропина явно не стоит.
Средства от простуды
Чтобы избавиться от симптомов простуды люди забегают в аптеку и приобретают различные «колдрексы-терафлю». Это же ведь очень удобно: залил кипятком (если речь о порошке), осушил стаканчик — и вроде как полегчало. Да и в поликлинику идти не надо, поскольку эти препараты отпускаются без «разрешения» врача.
Но проблема в том, что в медикаментах чаще всего находятся противоаллергические, жаропонижающие и прочие вещества. От них организм «впадает в спячку». Поэтому различные «фервексы» лучше всего пить на ночь, перед сном.
Стимуляторы
Если вдруг появляется необходимость отправиться на автомобиле в дорогу после бессонницы или насыщенного рабочего дня, когда запас энергии приближается к нулю, то от помощи всевозможных стимуляторов лучше отказаться. Почти все энергетики содержат кофеин и фенамин в «лошадиных» дозах. Поначалу от них действительно удается взбодриться. Но срок их действия очень короткий, а потом наступает окончательное бессилие. Единственный стимулятор, после приема которого можно в относительном спокойствии сесть за руль — это таурин.
Транквилизаторы
Эти препараты относятся к группе успокоительных, но транквилизаторы в разы сильнее. После употребления, особенно в больших количествах, человек превращается в танк. Страх, беспокойство, тревога, чувство самосохранения — все это становится ему чуждо. К тому же реакция скатывается до уровня мухи на морозе. Если в транквилизаторах содержатся оксазепам, алпразолам, диазепам и некоторые другие «амы», то от управления «стальным конем» нужно отказаться.
Фитопрепараты
Все эти травяные сборы, состоящие из пустырника, мелиссы, валерианы, мяты и тому подобных, также оказывают пагубное влияние на реакцию и сообразительность человека. Причем действуют фитосборы около 12 часов, а то и больше (зависит от организма).
Самой опасной «зеленью» является кава-кава. Ее можно обнаружить в популярном препарате «Антарес 120».
Главная проблема всех этих травок в том, что их прием, чаще всего, носит профилактический характер. И лучше от них воздержаться, если намечается поездка.
Снотворное
Тут вроде все понятно, только нужно учесть один нюанс. Снотворное обычно работает часов 5−6, если у человека нет проблем со здоровьем. Но если его печень «барахлит», то препарат может задержаться в организме и на 10 часов, и на 12. Поэтому, выпив его на ночь, можно находиться под действиями Морфея чуть ли не до обеда.
Что в итоге?
К сожалению, все медикаменты, даже пустяковые, имеют свою «темную сторону» — побочные эффекты, из-за которых управление транспортным средством становится нежелательным. Но если отказаться от поездки нельзя, надо хотя бы проследить за реакцией своего организма на тот или иной препарат. Ну, а если в дороге из-за условного «терафлю» вдруг стало плохо, лучше сразу остановиться и подождать, пока не утихнет обострение.