С чистого листка

Как развивается российский рынок органики и «зеленых» продуктов

Производство органических продуктов и продукции с улучшенными характеристиками («зеленой» продукции) может стать новым этапом развития всего российского агропромышленного комплекса (АПК) на следующие несколько лет. Если сегодня оборот этого рынка оценивается в сотни миллионов евро, то в перспективе показатель может вырасти в десятки раз. Для развития отрасли в Роскачестве уже создан единый центр компетенций, включающий все элементы инфраструктуры производства такой продукции: от образования и просвещения до стандартизации, сертификации и продвижения товаров.

В январе 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции». С этого момента право на термин «органический» и производные в маркировке имеют только производители, которые производят продукцию фактически без антропогенного вмешательства (использования приемов интенсивного сельского хозяйства (антибиотиков, пестицидов, гидропоники). А для подтверждения статуса органического производители должны проходить обязательную сертификацию и включаться в соответствующий государственный реестр, который ведет Минсельхоз России.

Как сообщал Минсельхоз, с января по декабрь было сертифицировано 70 российских производителей органической продукции. Продукция таких компаний может маркироваться специальным знаком в виде белого листка на зеленом фоне с надписью «органик» на русском и английском языках, а также QR-кодом, который позволяет покупателю подтвердить статус сертифицированной продукции, внесенной в реестр прямо в магазине. Среди сертифицированных производителей — производители мясной и молочной продукции, детского питания, чая, фруктов и пр. Еще около 60 компаний по состоянию на ноябрь подали заявки на прохождение сертификации.

Запрос на эти товары уже есть. По данным Центра изучения поведения потребителей Роскачества, 82% россиян сегодня стремится к соблюдению правил здорового питания в повседневной жизни, 62% готовы платить больше за продукт, который полезнее для организма, а 51% — за продукты с безопасным составом. К покупателям органической продукции себя отнесли 82% респондентов, из них 25% приобретают ее постоянно. Основным мотивом для выбора и покупки россияне назвали пользу для организма и безопасный состав. При этом 80% опрошенных считают, что натуральных и полезных продуктов сейчас меньше, чем необходимо.

Работа с органикой

После подписания федерального закона от 3 августа 2018 года №280-ФЗ «Об органической продукции» на базе Роскачества был создан Центр компетенций в области органической продукции. Он объединяет все элементы инфраструктуры производства органической продукции: стандартизацию, образование и просвещение, сертификацию и продвижение.

В частности, по направлению стандартизации по инициативе Минсельхоза в 2019 году была перезапущена работа профильного Технического комитета ТК 040. Проводится работа по гармонизации российских стандартов с международными для повышения экспортного потенциала. Объем работы, проделанный за последний год, равен работе, проделанной за все пять лет, отмечают в Роскачестве.

Для содействия производителям в переходе на органическое производство создаются программы повышения квалификации и переподготовки. Как отмечают в Роскачестве, результатом обучения в таких центрах должно быть не просто получение «корочки» эксперта органа сертификации, а реальные знания и навыки. Сегодня активное взаимодействие по созданию этой программы дополнительного образования ведется с Ярославской ГСХА, Международной промышленной академией и другими вузами. Кроме того, достигнута договоренность с «Иннопрактикой» о внедрении подготовки специалистов в области органического производства в рамках модернизации образовательных программ аграрных вузов.

С июня и каждый месяц Роскачество также организует модульные вебинары. Это программа для отраслевых экспертов, которая состоит из блоков по различным направлениям органического производства. Организация приглашает лучших преподавателей, в том числе экспертов Международной федерации органического сельскохозяйственного движения, которые не только делятся своим опытом, но и отвечают на вопросы слушателей.

Кроме того, аккредитован в России и проходит процедуру аккредитации в Евросоюзе орган по сертификации. Несмотря на ограничительные мероприятия в связи с пандемией, отрасль прирастает как новыми категориями (виноградник Крыма, производители алкогольной продукции), так и новыми игроками (ООО «Май», ГК «Эконива», «Бондюэль-Кубань»), перечисляет представитель Роскачества. В планах расширения органической линейки — совместное с Росрыболовством вовлечение компаний, занимающихся разведением водных биоресурсов, и дальнейшее расширение отраслевого и регионального охвата.

Для решения этой задачи в непростой период ограничений для производителей малого и среднего бизнеса Роскачеством по рекомендации Минсельхоза введена такая мера поддержки, как обнуление стоимости услуги по сертификации. Развивания отрасль в Роскачестве уделяют большое внимание и просвещению потребителей. Так, регулярно публикуются материалы, разъясняющие разницу между государственными знаками и гринвошингом, присутствующем на рынке, оценивается потребительский спрос по категориям органической продукции и т. п.

Максим Увайдов, заместитель министра сельского хозяйства:

Максим Увайдов, заместитель министра сельского хозяйства

«По инициативе министерства центр органической экспертизы Роскачества, который является одним из сертификаторов органической продукции, ввел бесплатную сертификацию для субъектов малого и среднего бизнеса. Что касается продвижения органической продукции на внутреннем и экспортном рынках, то вместе с Роскачеством и крупными торговыми сетями разработана программа выделения сертифицированной органической продукции на полках ритейлеров, создан специальный раздел для ее популяризации на потребительском портале Роскачества».

Зеленый вопрос

В феврале 2019 года вопрос популяризации российских органических продуктов был поднят президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Тогда он поручил правительству создать для их продвижения экспортоориентированный защищенный зеленый бренд. Тогда же к созданию зеленого бренда подключилось Роскачество.

Создатель и руководитель проекта «+1», один из организаторов «Лиги зеленых брендов» Анастасия Попова говорит, что на законодательном уровне нет пока закрепленного определения экологической или «зеленой» продукции. Для решения этой задачи Роскачество разрабатывает национальные «зеленых» стандарты, которые получат статус обязательных после вступления в силу закона, подготовленного Минсельхозом России. По поручению президента уже утверждено шесть стандартов.

Однако до сих пор на полках в магазинах можно встретить много «натуральных», «экологически чистых» и «здоровых» товаров, которые вводят в заблуждение покупателя, рассказывает она. По словам госпожи Поповой, компании могут делать небольшие шаги навстречу экологии и называть себя «зелеными», но наносимый ими вред не компенсируется мелкими уступками. Кроме того, недобросовестные компании могут называть себя экофрендли без доказательств, использовать непонятные или общие термины, размещать на упаковке ненастоящие или сомнительные сертификационные лейблы и пр., перечисляет эксперт.

По словам Анастасии Поповой, гринвошинг обесценивает инвестиции устойчивых компаний в производство, управление отходами, ответственный маркетинг и делает устойчивое ведение бизнеса невыгодным в России, так как добросовестные производители теряют конкурентные преимущества. Гринвошинг подрывает и доверие потребителей к экопродукции в целом, ведь если потребитель купил товар, который «прикидывается» здоровым, но таким не является, это дискредитирует не только недобросовестного производителя, но и «зеленую» продукцию и ее маркировку в целом, продолжает она.

По словам эксперта, в начале следующего года будет опубликован первый российский рэнкинг «зеленых» брендов по методике «Лиги зеленых брендов», которая после апробации будет передана в работу Роскачеству для включения в «зеленые» стандарты. Сейчас методика применяется на добровольной основе. «Сегодня в РФ работает более 30 систем добровольной сертификации экологической продукции, сориентироваться в которых очень сложно и самим производителям, и потребителям. А создание национальных стандартов «зеленой» продукции и национального сертификата сделает рынок прозрачным и понятным, когда любое утверждение об экологичности продукта будет проверено и подкреплено»,— рассуждает Анастасия Попова.

Здоровые перспективы

Вице-премьер Виктория Абрамченко согласна, что Россия имеет уникальные возможности в сфере поставок органической продукции. Большой потенциал формирует наличие более 10 млн. га неиспользуемой пашни, а также доступные водные ресурсы, и конечно, качественные минеральные удобрения, отмечает она. Закон «Об органической продукции» вступил в силу только в 2020 году, а уже зарегистрировано более 40 производителей, а учитывая необходимый этап конверсии для сертификации почвы в органическом земледелии — три года, появление такого количества сертифицированных производителей — хороший результат, напоминает госпожа Абрамченко.

По словам вице-премьера, развитие системы сертификации и маркировки данной продукции позволит обеспечить увеличение поставок российской органики как на внутренний рынок, так и на экспорт. «Органическая продукция, продукция с улучшенными экологическими характеристиками обладает неоспоримым конкурентным преимуществом, а это направление — своего рода окно возможностей, которое открывается нашим аграриям для интенсификации экспорта. Экспортный потенциал можно реализовать также за счет развития программы научно-технологического развития по различным направлениям сельского хозяйства, так как научные разработки могут стать ключом к развитию производства сельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью», — рассказывает Виктория Абрамченко.

В планах Роскачества — совместное с Минсельхозом развитие ниши российского рынка органической продукции до оборота в $20–25 млрд, что должно составить 10% мирового рынка. На эту перспективу можно ориентироваться, так как органический сегмент — самый быстрорастущий рынок в мире, отмечают в Роскачестве. По словам заместителя главы Минсельхоза РФ Максима Увайдова, производство органических продуктов может стать новым этапом развития всего российского АПК. Во всем мире есть тренд перехода от увеличения объемов товарного производства к вопросу бережливого отношения к окружающей среде, и если перед российским сельским хозяйством 15–20 лет назад стояла задача прежде всего обеспечение продовольствием, то сегодня фокус на выпуск правильной и безопасной продукции, отмечал он. По прогнозам экспертов, за десять лет годовые продажи только в сегменте рынка здоровых продуктов могут вырасти до €5 млрд.

По оценкам Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка (РСХБ), модель производства органической продукции наиболее перспективна в тех сегментах АПК, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже взаимодействуют с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом. Наибольшим потенциалом для развития производства органической продукции, по оценкам экспертов, обладают зерновые, масличные, зернобобовые культуры, где высока доля небольших фермерских хозяйств в общем объеме производства. Среди конкретных культур эксперты РСХБ называют органическую пшеницу, зеленый горох, сою, гречиху. Высокая доля КФХ в производстве овощей открытого грунта также указывает на высокий потенциал роста производства органической продукции в данном сегменте. В животноводстве наиболее перспективным направлением для производства органической продукции является молочное скотоводство, считают в Россельхозбанке.

«Именно фермеры могут стать основным поставщиком органической продукции на международных рынках. Они уже производят товары очень высокого качества. Уверена, что продукты питания российских аграриев смогут потеснить мировых производителей органического продовольствия», — отмечает первый заместитель председателя правления РСХБ Ирина Жачкина.

География поставок также расширяется. Если два года назад более 90% спроса приходилось на Москву и Санкт-Петербург, а остальное — на регионы, то в 2019 году доля этих двух городов снизилась до 80% и продолжает падать. Кроме того, по данным Национального органического союза, пандемия COVID-19 способствовала росту интернет-продаж органики, которые за полгода выросли почти на 5%. Сегодня основные потребители таких продуктов — люди со средним достатком.

Следующая категория — «зеленая продукция». Потенциальный оборот рынка сельхозпродукции с улучшенными характеристиками оценивается примерно в 900 млрд руб., говорил Максим Увайдов. По его словам, законопроект о производстве такой продукции уже направлен в правительство и в ближайшее время планируется внесение документа в Госдуму. При производстве такой продукции должны будут применяться синтетические минеральные удобрения с особыми показателями по содержанию токсичных примесей, химические средства защиты растений с низким уровнем воздействия на окружающую среду и т. п.

Анастасия Попова приводит данные исследования Nielsen, по которому в 2021 году мировой рынок устойчивых товаров достигнет $150 млрд. Так, 73% потребителей готовы менять свои привычки ради снижения влияния на окружающую среду, а 41% готов за «сознательные» товары платить больше. В России, по оценкам Deloitte, пометка «Экологически чистый продукт» привлекает внимание четверти покупателей, отмечает госпожа Попова, а чем выше социальный статус, тем чаще потребитель обращает внимание на этикетки и упаковки. Со временем эта тенденция будет только усиливаться, уверена она. «При правильной регуляции этого рынка в России «зеленые» бренды, подтвердившие свой статус, смогут получить явное конкурентное преимущество. Кроме того, «озеленение» бизнеса в целом уже является инструментом повышения его капитализации»,— подчеркивает эксперт.

Инна Мухина