Почему бензин «паленый»?

30% топлива в России – фальсификат

В течение 2014 года новосибирские автообщественники ездили в автопробеги, самый масштабный из которых Магадан – Севастополь. И брали пробы топлива практически во всех регионах России. Предварительные итоги: 30% бензина и солярки – фальсификат.

Мохнатая рука рынка

В достославные времена СССР проблема качества нефтепродуктов ограничивалась конкретными заправками и местными «василиями алибабаевичами». Которые, как известно из всенародно любимого фильма, разбавляли бензин ослиной мочой и другими, не предусмотренными ГОСТами, ингредиентами. Но, в целом, система контроля качества топлива работала почти без сбоев. И на уровне НПЗ и нефтебаз махинаций с заведомо некачественным топливом особо не наблюдалось. Да и моторы тогда могли почти безболезненно питаться почти всем, что горит. Так что «левый» прямогонный бензин на колхозной нефтебазе, который догнали «этиловой жидкостью» до А-72 и залили в древний ГАЗ-51, никак нельзя было назвать фальсификатом.
С приходом так называемых рыночных отношений ГОСТы вроде как остались, но отношение к ним стало другим. Остались и отголоски контролирующей системы, где за контроль качества топлива отвечал вполне конкретный орган – Минтранс. Последний ГОСТ Р 51866, регламентирующий качество моторного топлива, был принят в 2002 году. Представлял он собой, в целом, европейский стандарт EN 228, разве что переведённый на русский бюрократический язык. И заметим, что формально этот ГОСТ действует до сих пор.

Но самое интересное началось даже не в 1998 году, когда с Министерства транспорта были сняты надзорные функции по части контроля качества топлива. Самое интересное началось спустя 10 лет, когда был принят Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». А чуть позже – аналогичный документ, но уже в рамках Таможенного союза.

Неискушённый взгляд на ГОСТ и на Техрегламент разницы между ними не заметит. Но, например, в ГОСТе строго прописаны требования к октановому числу, а в Техрегламенте, (ВНИМАНИЕ!) – указан лишь порог «не менее 80». То есть, если вам на АЗС продали бензин как АИ-95, а он оказался «80-м», то требования Техрегламента формально не нарушены!
Создатели Техрегламента и те, кто воплощал его в жизнь, наивно (или преступно?) надеялись, что всё разрулит свободный рынок, и продавцы некачественного топлива не выдержат конкуренции. Типа у них перестанут покупать то самое некачественное топливо. Но по факту создалась правовая коллизия: инструкции по эксплуатации автомобилей предписывают применение топлива с конкретным октановым числом, а это октановое число не предусмотрено нашими нормативными документами! Впрочем, ГОСТом предусмотрено, а Техрегламентом – нет. Тогда чем руководствоваться? А главное – кто всё это должен контролировать? По факту получается – никто!

Многие, особенно те, кто «в теме», могут мне возразить. И Минэнерго, и Ростехрегулирование Росстандарта, и даже Роспотребнадзор формально имеют какие-то полномочия по надзору за качеством топлива. Но в контексте тренда «не кошмарить бизнес» надзорные органы обязаны предупредить о проверке за 3 дня. А за эти 3 дня на АЗС успевают опорожнить танк и заправить его заведомо качественным топливом.

ВИНКи и все остальные

Тем не менее, заведомо качественное топливо в России производится и даже продаётся. И уже не один год. Всё-таки тем самым упомянутым выше 30 процентам фальсификата противостоят 70% нормального бензина и солярки. И не просто нормального, а зачастую соответствующего европейским нормам «Евро-5» – крупным НПЗ было выгодно проводить модернизацию производства из-за радикально сниженного акциза на топливо высшего экологического класса. Практически все ведущие крупные нефтяные компании на своих НПЗ производят именно такое топливо. И реализуют на своих же АЗС, образуя ВИНКи – вертикально интегрированные нефтяные компании. Встретить на этих АЗС фальсификат практически невозможно.
А вот что касается мелких небрендовых АЗС, то, как говорится, возможно всё. В частности, следующее.

В последнее время на просторах нашей Родины открылось и запустилось немало мини-НПЗ. Которые, к примеру, по документам совершенно легально производят «печное топливо». Но в результате хитрых (да и нехитрых тоже) манипуляций это «печное топливо» заливается в бензовозы и развозится по мелким АЗС, где волшебным образом превращается уже в «дизельное топливо». В результате этой махинации, во-первых, в баки наших автомобилей заливается неизвестно что, а, во-вторых, в этой цепочке полностью отсутствуют отчисления государству в виде акцизов.
С подачи тех же новосибирских общественников правоохранительными органами был «накрыт» мини-НПЗ в городе Бердске Новосибирской области. Где только ущерб государству по налогам составил более 800 миллионов рублей. Хозяина этого «бизнеса» посадили на 2 года – именно за неуплату налогов…

А ведь таких мини-НПЗ и разного рода сомнительных нефтебаз в России не одна сотня. Даже калькулятор не нужен для оценки: сколько денег идёт в карман дельцов, минуя казну? И махинациями типа волшебного «превращения» «печного» топлива в «дизельное» деятельность этих мини-НПЗ не ограничивается.
Схем немало. Например, закупается на крупных НПЗ прямогонный бензин, предназначенный для химической промышленности, и «добивается» запрещёнными октаноповышающими присадками до АИ-92 и даже до АИ-95. Прямогонный бензин – товар неподакцизный, а значит баснословная «прибыль» от реализации такого бензина идёт опять же не казну, а в карманы жуликов. А ведь мы ещё не ничего не говорили о том, как этот бензин негативно влияет на высокотехнологичные моторы наших современных автомобилей.

Правила личной гигиены

Многих из нас нельзя заставить пить не только из лужи, но даже из-под крана на кухне, из которого в большинстве городов льётся вполне качественная вода. Так почему мы позволяем себе заливать в наши автомобили фальсификаты?
Как уже было сказано, 70% реализуемого в России топлива – нормального качества. И такое топливо продаётся в сетях ВИНКов. Мы никоем образом не утверждаем, что на каких-то иных сетях АЗС обязательно будет «бодяга». Но чем «проще» АЗС и чем малочисленнее сеть, которую она представляет, тем такая вероятность выше.
Что касается лично меня, то последний раз я нарывался на некачественный бензин в 2005 году в тогда ещё формально украинском Крыму. Всё. После этого – ни разу. Тщательный выбор АЗС, скрупулёзный анализ вероятности нарваться на фальсификат, даже где-то интуиция – всё это помогало избегать неприятностей. Чего, собственно, и вам желаю.

Кирилл Цивинюк

Источник www.svpressa.ru