Стал известен рейтинг расточительности региональных властей
На фоне экономического кризиса многие россияне задаются вопросом — а откуда у государственных учреждений средства на столь дорогие автомобили? Понятно, что всем хочется ездить на хороших машинах, и руководящие работники органов региональной власти — не исключение. Но уместно ли это на фоне сокращения реальных доходов россиян, роста цен, увеличения безработицы? Использование чиновниками дорогих авто привлекло внимание Общероссийского народного фронта (далее — ОНФ). После ужесточения во всероссийском масштабе закупочного законодательства, федеральные и региональные органы власти пошли более выгодным для себя путем, позволяющим избежать ненужных вопросов о закупках дорогих авто. Теперь машины просто арендуют. Но и на аренду уходят немалые средства.
У Ростовской области — первое место в рейтинге
Ознакомившись с сутью проблемы, активисты ОНФ составили рейтинг затрат региональных властных структур на свои автопарки. Были учтены такие показатели как стоимость одного часа аренды единицы самого дорого транспорта с водителем. ОНФ проанализировал закупки на автотранспортное обеспечение нужд региональных администраций в 2015—2016 гг. В результате, выяснилось, что органы власти Ростовской области занимают первое место во всероссийском рейтинге. Получается, что донские чиновники пользуются самыми дорогими транспортными услугами. Первое место в рейтинге ОНФ заняло министерство транспорта Ростовской области. Месяц назад минтранс объявил конкурс на аренду 219 автомобилей. Общая сумма аренды составила 55 млн 275 тыс. рублей. Отметим, что все средства поступают из регионального бюджета. В контракте областного минтранса были указаны 45 автомобилей модели седан премиум-класса Toyota Camry. При этом один автомобиль был указан по цене 1694 рубля за час работы, остальные автомобили — по 635 рублей за час работы. Другие автомобили арендуются по ценам от 524 до 1353 рублей в час. Стоимость аренды включает в себя и услуги водителей.
На втором месте после Ростовской области по дороговизне автотранспорта для чиновников оказалась Вологодская область. Тоже далеко не самый богатый регион России. Но чиновники и тут далеки от скромности. Здесь планируют арендовать легковые автомобили Lexus LX570 и Lexus LX470. Аренда первого автомобиля обойдется в 1611 рублей в час, второго — в 1414 рублей в час. На третьем месте во всероссийском рейтинге — опять Ростовская область. На этот раз — правительство Ростовской области. Заявка на госзакупках свидетельствует, что правительство арендует автомобиль с водителем марки Toyota Land Cruiser 200. Стоимость аренды — 1353 рубля за час работы. Кроме того, донское правительство не обойдется без автомобилей Mercedes-Benz S500, Audi A6, Toyota Land Cruiser 150, Volvo S80. Законодательное собрание Ростовской области оказалось на восьмой строчке во всероссийском рейтинге. Активисты ОНФ узнали, что среди автомобилей с водителями, арендовать которые рассчитывает донской законодательный орган, значатся Audi A8L стоимостью 804 рублей за час аренды, а также Audi A6 Quatro TFSI и Toyota Land Cruiser 200.
Руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта подчеркивает, что мониторинг затрат региональных органов власти на аренду автомобилей и услуги водителей «показывает удивительную способность подстраиваться под изменяющиеся условия, связанные с ужесточением закупочного законодательства и усилением общественного контроля за закупками. Арендуя шикарные автомобили, чиновники формально не нарушают „правил игры“, но при этом продолжают тратить миллионы средств налогоплательщиков, не заботясь об эффективности и экономии». По словам общественного активиста, у чиновников нет морального права арендовать дорогие иномарки стоимостью более 2,5 млн рублей, особенно когда руководство страны заявляет о необходимости оптимизации бюджетных затрат.
Машина дорогая, потому что дежурная
Впрочем, чиновники уже поспешили дать объяснения опубликованному рейтингу. Так, пресс-секретарь министерства транспорта Ростовской области Ирина Бабаян сообщила, что первое место в общероссийском рейтинге донской минтранс занял исключительно потому, что сумма аренды автомобиля Toyota Camry 1694 рубля в час была подсчитана с учетом труда четырех водителей. По словам пресс-секретаря, данный автомобиль — дежурный, который работает в круглосуточном режиме, поэтому в стоимость его аренды закладывается и труд не одного, а сразу четырех водителей. Это тоже немаленькие деньги.
Напомним, что вопрос о стоимости транспортных услуг для административных структур в Ростовской области поднимается далеко не первый раз. Так, 4 ноября 2015 года была опубликована информация о том, что Государственное автотранспортное унитарное предприятие (ГУАП), подчиненное Министерству транспорта Ростовской области, закупит 11 иномарок Toyota: шесть Toyota Camry new (двигатель 2,0), четыре Toyota Camry new (двигатель 2,5) и один автомобиль Toyota Land Cruiser 200. Максимальная цена закупочного договора обозначена в 19 млн 233 тысячи рублей, причем источником финансирования указаны собственные средства. Кстати, в марте текущего года то же ГУАП Минтранса Ростовской области публиковало информацию о закупке 12 автомобилей Toyota Camry new, причем минимальная цена закупок была обозначена в 15,6 млн рублей. Тогда представитель Государственного автотранспортного унитарного предприятия Андрей Соломахин заявил, что автомобили приобретаются предприятием для собственных нужд и за счет собственных средств. Для кого предназначаются автомобили, и как будут использоваться, представитель предприятия не сообщил.
Хорошие «тачки» любят все — и чиновники, и врачи
«Засветилась» в СМИ и администрация Егорлыкского сельского поселения. Первоначально она пыталась приобрести автомобиль Toyota Camry за 1,5 млн рублей. Но после того, как областные средства массовой информации придали огласку данной закупке, заказчик ее отменил. Впрочем, спустя непродолжительное время администрация все же приобрела Toyota Camry, по цене лишь чуть ниже первоначальной — за 1,2 млн рублей.
Кстати, «грешат» дорогими автомобилями не только чиновники. Наркологический диспансер г. Шахты (Ростовская область) разместил объявление о закупке автомобиля Hyundai Santa Fe Comfort MT 4WD, стоимостью 1,8 млн рублей. От внедорожника требовались белый цвет кузова, объем двигателя 2,4 л., мощность — 175 лошадиных сил. Кроме того, в машине наркодиспансера должны быть пять подушек безопасности, климат-контроль на две рабочие зоны. Были выставлены требования и к салону автомобиля — он обязательно должен быть отделан экокожей. Кроме того, во внедорожнике обязательно должны быть круиз-контроль, бортовой компьютер, аудио-система и шесть динамиков. Бывший в употреблении автомобиль для нужд наркодиспансера тоже не пойдет — только новый, 2015 года выпуска. Однако, после общественной огласки, наркологам пришлось сбавить аппетиты. Спустя несколько недель закупка была отменена, а позже стало известно, что областное министерство здравоохранения приобретет шесть автомобилей на общую сумму 3 млн. 574 тыс. рублей. Среди них — и автомобиль для нужд шахтинского наркологического диспансера.
В кризис служебное авто — не дороже 700 тысяч
Класс закупаемых машин свидетельствует о том, что в комфорте «себе любимым» слуги народа отказывать не собираются. Хорошая машина — конечно, дело нужное, никто не спорит. Но в общем контексте трат бюджетных денег возникает вопрос о целесообразности столь дорогих автомобилей для нужд обычных подразделений областного правительства. Отметим, что речь не идет о персональных представительских авто губернатора области, вице-губернаторов. Речь — о машинах областных министерств и ведомств, органов законодательной власти. Не стоит ли чиновникам немного умерить свои аппетиты? Активисты ОНФ разработали Порядок нормирования расходов на содержание бюджетных структур. В соответствии с ним, общественники предлагают закупать для административных структур автомобили не дороже 700 тысяч рублей.
— Мы все говорим об экономическом кризисе, в Ростовской области заморожено строительство некоторых детских садов. Но когда мы видим такие закупки, невольно возникает вопрос, а действительно ли кризис в стране? — подытожил представитель ОНФАлексей Мирошниченко в интервью одному из донских средств массовой информации.
Однако, сложно отрицать и позитивную тенденцию. А она, прежде всего, заключается в росте реального влияния общественной огласки на поведение чиновников. После того, как информация о закупках чрезмерно дорогих автомобилей появлялась в прессе, во многих случаях закупки отменяли и приобретали более бюджетные автомобили. Не исключено, что и публикация рейтинга ОНФ также поспособствует некоторому изменению закупочных приоритетов у областных чиновников.
Илья Полонский