Когда «смекалка» выходит боком

 

 

Недостатки, выявленные в ходе эксплуатации техники, изготовители устраняют относительно быстро. Почему же техника зачастую не показывает заявленных производителем возможностей?

Никакого парадокса на самом деле нет: «Все проблемы — в «прокладке» между рулем и сиденьем», — иронизируют опытные аграрии. К сожалению, факты неумолимы: имеет место существенный разрыв в квалификации работающих в современном сельском хозяйстве механизаторов. Разрушена система профильного образования, нет достаточного охвата

и в системе дополнительной подготовки специалистов. Если к этому прибавить серьезное усложнение техники, можно представить реальный масштаб проблемы.

 

Экспертиза

 

Работы по ремонту и настройке современной сельхозтехники способны выполнять только квалифицированные специалисты. Сотрудники же хозяйств часто нацелены лишь на скорейшую обработку полей или на максимально быстрое обслуживание техники. У них нет времени, знаний или желания для выполнения необходимых операций.

 

К такому выводу приходят независимые специалисты, в том числе достаточно известный в профессиональных кругах Николай Бугайченко. Будучи сотрудником Ставропольского государственного аграрного университета, он сам долгое время работал комбайнером,

а впоследствии много десятилетий посвятил проблемам предотвращения потерь при уборке зерновых.

 

Он отмечает, что многие сложности возникают из-за откровенной недобросовестности

и недостаточной грамотности технических работников хозяйств. Зачастую ремонтники обращают внимание лишь на ходовую часть машины (по фигуральному выражению Николая — «на лошадь»), но даже не прикасаются к главным рабочим органам, собственно обеспечивающим основной технологический процесс. Случается, что даже забывают монтировать на технику необходимые детали.

 

При уборке трудновымолачиваемых оститстых культур отсутствие специальной планки на деке подбарабанья у комбайна приводит к потерям зерна недомолотом в 3,5 %.

 

Но львиная доля потерь, по мнению господина Бугайченко, происходит из-за невыполнения рекомендаций по настройкам. Часто механизаторы всю уборочную страду работают на одной установке, теряя чуть ли не большую часть урожая — в качестве примера исследователь приводит случай, когда потери составляли 60 (!) процентов (пока исполнители не получили «по шапке» от собственника).

 

Отклонение от оптимальной величины зазора в жалюзи решет в несколько миллиметров приводит к дополнительным 1-2 % потерь зерна за очисткой комбайна.

 

Не так давно механизатор Александр Чечурин из Липецкой области установил рекорд, намолотив за шестичасовую смену 500 т кукурузы на зерно на комбайне серии TORUM. Его коллега в том же хозяйстве на такой же машине показал за смену результат в 350 т. По словам рекордсмена, он просто не ленился выставлять настройки и поддерживать оптимальную скорость машины.

В результате Александр не только получил достойный намолот, но свел к минимуму повреждение зерна и его потери.

 

Гумно не солома красит

 

Разумеется, существуют проблемы и с поломками техники. Особенно острыми они становятся после снятия машины или оборудования с гарантии, когда сервис предоставляется только за плату. Аграрии, стремясь сэкономить, довольно часто пытаются устранить неполадку своими силами. Если в хозяйстве есть по-настоящему грамотные и толковые специалисты (а такие примеры нам известны), проблема решается относительно легко — отладкой или покупкой запчасти. Но при отсутствии нужных знаний случаются драматичные ситуации.

 

Наглядный пример из прошедшего сезона: на комбайне 2007 г.в. происходит поломка. После

5 дней безуспешных попыток своими силами справиться с проблемой, владелец машины обратился в специализированный сервисный центр, механики которого устранили неисправность за несколько часов. Ремонт обошелся менее чем в 9 000 рублей.

 

Каждый следующий день после полного созревания зерна только за счет его осыпания увеличивает потери на 1 % в течение первой семидневки, и на 1,5 % — каждый следующий день. Через 10 дней от полного созревания зерна потери составляют в среднем 10-12 %, через 20 дней — до 30 %. И чем выше урожайность, тем больше потери в процентном выражении.

 

Даже если принять, что комбайн работает со средней скоростью 2,2 км/ч и шестиметровой жаткой, то за 6 дней простоя при восьмичасовой смене не было обработано порядка 63 га. При средней урожайности в 30 ц/га потери составят порядка 22 тонн (6 дней простоя и 6 дней последующей работы). При минимальной закупочной цене продовольственной пшеницы 3 класса в пределах цен текущего сезона  хозяин может потерять сотни тысяч рублей.

 

Очевидно, что 9 000 рублей, в которые обошелся в итоге ремонт, не идут ни в какое сравнение

с потерей под 200 000 рублей. В хозяйстве, по сути, сами себя обманули.

 

Повсеместные упущения

 

Потери выгоды могут быть «заложены» с самого начала сезона. Статистика неумолима: каждый упущенный благоприятный день сева означает снижение урожайности зерновых в среднем на

1 т/га. Обработку против сорняков и вредителей иногда необходимо провести буквально в течение нескольких солнечных сухих дней, выпавших между дождями. И тут все зависит от техники

и оборудования: тракторов, сеялок, опрыскивателей…

 

И снова пример попустительства из практики: после приобретения трактора (американская машина) покупатель жалуется на низкую производительность и значительное превышение расхода топлива по сравнению с заявленными характеристиками. При осмотре на месте выясняется, что проблема заключалась в неверном выборе передачи и оборотов двигателя при работе с навесным оборудованием.

 

При повышении оборотов с оптимальных 1 800 до максимальных 2 100 об/мин расход топлива увеличивается в среднем на 20 %. Агрегатирование машины неверно подобранным оборудованием также ведет к снижению производительности и перерасходу топлива. Например, для трактора в 300 л.с. оптимален культиватор с захватом в 12 м. При установке культиватора с захватом 15 м скорость прохождения снижается в 2-3 раза, а расход топлива увеличивается  на 20 %.

 

Другой пример. Владелец сеялки жалуется на неравномерные всходы. Проверка на месте показывает, что агрегат был неверно выставлен в горизонт — треть стоек были выдвинуты так, что заглубляли зерно до 10 см.

 

При увеличении глубины сева до 10 см наблюдается запаздывание всходов, а потери урожая составляют порядка 20 %. При агрессивном бороновании с избыточным заглублением передних дисков расход топлива также возрастает на 15-20 %.

 

Вместо послесловия

 

Современная сельскохозяйственная техника многофункциональна, высокопроизводительна

и весьма качественно изготовлена. Но одновременно с этим она объективно сложнее машин прошлых поколений. Возникла такая ситуация, когда исправить неполадки с помощью кувалды, гаечного ключа и пары крепких выражений невозможно, а квалификации механизаторов

и ремонтников не хватает для настройки и ремонта оборудования цивилизованным, так сказать, способом.

 

Тем не менее, пути создания условий, в которых техника покажет свои истинные возможности, есть. Первый метод — обучение механизаторов и ремонтников, которое организуют производители. Способ сложный, но обеспечивающий долговременный стойкий эффект.

Второй — тесное сотрудничество с профессиональными дилерами. Эта схема позволяет без усилий и буквально на лету решать любые задачи.

 

На наш взгляд, совершенно очевидно, что снизить финансовые потери можно только вкладывая деньги. Это как раз тот случай, когда «хитрая скупость» — ошибка, которая приводит лишь

к потере сотен тысяч рублей, что мы и показали в одном из наших примеров. Обращение за высококвалифицированной помощью в случае возникновения проблем с современной сельхозтехникой — разумное и взвешенное решение, тем более, когда помощь оказывается быстро, качественно и за вполне разумную цену.

Федор Прохоров