Введение платы за движение грузовиков по федеральным дорогам увеличит инфляцию в России

  • Просмотров: 588

  • Нет комментариев

  • Дата: 16.12.2015

Запуск системы взимания платы с грузовиков с массой выше 12 т «Платон» состоялся 15 ноября и вызвал протесты дальнобойщиков в 40 регионах страны.

Водители жаловались на систематические сбои в работе «Платона», недоступность его сайта, необходимость платить до поездки и проч.

Вторым фактором, возмутившим водителей, стали штрафы в вилке от 5000 до 1 млн руб. В ходе совещаний в Минтрансе и у вице-премьера Аркадия Дворковича было решено внести законопроект о сокращении штрафов до 5000–10 000 руб. Как позднее заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, принятое изначально решение об увеличении штрафов до 1 млн руб. «было ошибкой законодателей, ошибкой правительства. Недосмотрели мы, недоглядели, неправильно мы сделали. Мы это признаём и быстро исправляем».

Тем временем в коридорах власти разгорелась баталия, реален ли тариф в 3,07 руб./км, рассчитанный ранее. Эксперты Минэкономразвития, проанализировав расчеты этого тарифа, констатировали, что в этом случае одновременно на всех дорогах страны не может находиться более 900 грузовиков, а их пробег должен составлять 24 км/день, или 8500 км/год. Тогда как на деле у некоторых компаний грузовики проходят и до 200 000 км в год, из них 70–95% – по федеральным платным трассам. По расчетам Минэкономразвития, тариф должен составлять 97 коп./км вплоть до 2019 г. В министерстве заявили, что система вводит «избыточные административные и иные ограничения и обязанности» для предпринимателей, «способствуя возникновению необоснованных расходов» для них и бюджетов всех уровней.

«Каждый раз мы стремимся получить маленький выигрыш, покорежив систему экономических отношений, – объяснил «Ведомостям» позицию министерства министр Алексей Улюкаев. – Мы опять изменяем условия для очень широкого круга бизнеса. Это ведь не только перевозчики, это грузоотправители, торговые сети – все вместе. И они должны подстраиваться под то, что мы хотим собрать 30 млрд руб. для дорожного фонда. Это несоизмеримо. И тем более во время экономической стагнации. Было решение, что мы на три года все эти упражнения с новыми квазиналоговыми платежами и сборами приостановим. Приняли решение – а потом начали его опять поправлять. Было решение, что вводим, но на минимальном уровне, [с тарифом] меньше рубля [за километр], как мы предлагали, и собираем 10 млрд руб., чтобы убедиться, что эта система работает».

Но в итоге вышло распоряжение правительства, согласно которому плата за километр пути составляет 1,53 руб. до марта 2016 г. и 3,06 руб. – до 2018 г.

«Платон» и инфляция

На рынке грузоперевозок спад, предупреждали осенью в Минэкономразвития: коммерческие перевозки в августе 2015 г. сократились на 5,5% к 2014 г., «Платон» увеличит издержки транспортников, приведет к ухудшению их положения и негативно отзовется на других отраслях экономики. На перевозку продуктов питания приходится до 70% от всего пробега в год, а сбор в 3,07 руб./км приведет к росту инфляции на 1–2%, что чревато при инфляции на сами продукты питания (16,7% во II квартале 2015 г.), предупреждали в министерстве. На автоперевозки может приходиться и 80–90% продуктов в зависимости от товара, уточняет экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник. По данным руководителя Росавтодора Романа Старовойта, продукты питания лишь 8,5% перевозок, а 83% – это стройматериалы. Стоимость перевозок увеличилась, но легла на грузоотправителя, наиболее заметно – в строительной отрасли, где рост затрат может достигнуть 2–4%, говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. Впрочем оговариваясь, что «адекватность тарифа и условий оплаты можно будет оценить немного позднее». Себестоимость строительных работ в Подмосковье увеличится минимум на 7–8% из-за изменений правил перевозки грузов и изменения в нормах загрузки автотранспорта, говорит президент Ассоциации застройщиков Московской области Андрей Пучков.

Затраты выросли на стоимость, взимаемой «Платоном», теперь это дополнительный расход к фрахту на перевозку, уточняет руководитель группы наземных перевозок Geodis Russia Денис Буров: перевозка контейнера, с возвратом порожнего обратно в порт, по маршруту Санкт-Петербург – Москва выросла в среднем на 2500–3000 руб. с НДС. По его словам, еще никто не отказывался от транспортных услуг после повышения цен из-за «Платона». «Мы связаны с перевозкой контейнеров из Санкт-Петербурга в Москву, и весь маршрут перевозки проходит по федеральным трассам, ставки увеличились в среднем на 7%, стоимость перевозки в черте Петербурга не изменилась», – подтверждает гендиректор ТК «Лоджикс» Константин Сюрин. Операционный директор направления «запасные части» компании JCB Russia Камен Николов считает, что в следующем году цены транспортников, возможно, изменятся, но скорее в связи с инфляцией, чем с издержками от введения сбора на большегрузы. «За последний месяц цена за услуги не менялась», – уточняет он. Расходы на оплату услуг транспортных компаний за период с 15 по 30 ноября 2015 г. выросли на 3,3% по сравнению с оплатой без учета проезда по федеральным дорогам, подсчитал гендиректор транспортной компании DPD в России Андрей Майоров: увеличиваются затраты на администрирование, так как сотрудникам приходится проверять дополнительную информацию, отображаемую в счетах за оказанные услуги, вносить эту информацию в административный учет. Оценить параметры по увеличению трудозатрат можно будет через два месяца после ввода в действие решения о взимании платы за проезд, считает Майоров.

Новый год покажет

Гендиректор детского издательства Clever Александр Альперович также пока не ощутил на себе действие «Платона». Его компания привозит книги из-за рубежа и развозит готовые тиражи по книжным магазинам страны. «Но в любом случае рано оценивать последствия. Перед Новым годом никто никогда не повышает тарифы. А вот в конце января, как обычно, все придут с праздников, посчитают и повысят цены на все: и на бумагу от типографии, и на перевозку наших контейнеров от транспортных компаний», – опасается Альперович.

«Мало кто решится менять схему доставки в высокий сезон, за 1,5 месяца до окончания года», – объясняет председатель совета директоров Nawinia Рустам Юлдашев. Но уже есть случаи приостановки деятельности среди автоперевозчиков – мелкие ИП, которые и так не особо зарабатывали из-за введенных налогов и акцизов на топливо. Напрямую от «Платона» зависят статьи накладных расходов и заработной платы персонала, расходы выросли от 3 до 15% в зависимости от направления и парка машин (количество персонала, который должен работать с системой «Платон», – бухгалтерия, диспетчеры/координаторы), объясняет Юлдашев. Поскольку основную часть расходов составляют ставки перевозчиков, расходы на перевозки выросли на 15–30%, говорит замначальника отдела по развитию бизнеса компании «Главдоставка» Юрий Припутень: причина как в «Платоне», так и в экономической ситуации в стране.

«Весной, когда размер платы за километр вырастет в два раза, все это непосильным бременем ляжет на плечи строительных компаний. Если ничего оперативно не предпринять, то застройщики будут вынуждены либо уменьшать рентабельность проектов, либо повышать стоимость квадратного метра», – прогнозирует Пучков.

Дорогое администрирование

Платеж «Платону» – лишь составляющая цены товара на полке, на его конечную стоимость влияет множество факторов и проблема в том, что на стоимость логистики и перевозки влияет не столько размер сбора, сколько связанные с ним процессы его администрирования, замечает председатель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Повышение нагрузки на диспетчеров, затраты времени на оформление маршрутов в системе, работа бухгалтерии по сверке и учету, менеджеров по поиску транспорта и разрешению возникающих вопросов с оператором системы и др. отнимают время у сотрудников – все это снижает их эффективность и приводит к росту затрат предприятий, добавляет он.

Как работает система «Платон»

Исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин говорит, что для компании стоимость перевозок на собственном автопарке возрастет на 3%. У «Связного» подорожание доставки фурами составило 1,5–3% в зависимости от расстояния, говорит вице-президент по логистике «Связного» Дмитрий Малов. По оценке мебельного холдинга MZ5 Group, внедрение «Платона» увеличило расходы на перевозку не более чем на 6%, а их доля в общем объеме расходов не увеличилась. Для мебели транспортные расходы составляют 3–5% в конечной цене и вряд ли взимание платы за использование автомобильных дорог оказывает существенное влияние на стоимость и без того дорогих товаров, добавляет представитель MZ5 Group.

Впрочем, Скрынник знает, «что некоторые недобросовестные перевозчики уже подняли цены на 15–20%», тогда как, по ее расчетам, реальный вклад увеличенного тарифа в стоимость – до 4–5%. «Надеемся, что затраты на логистику не вырастут более 20% по итогам квартала, но это только по стоимости ставок на перевозку, а ведь есть и сопутствующие, большего объема расходы, связанные с остановкой производства по причине отсутствия комплектующих, штрафы от сетей за несвоевременную поставку продукции, упущенная выгода из-за невыполненных заказов», – перечисляет проблемы представитель Русской консервной компании из Астрахани.

«Стоимость услуг транспортных компаний, с которыми мы сотрудничаем, возросла в среднем на 20–30% по России, а по отдельным направлениям автоперевозок – до 80–90%», – говорит представитель крупного производителя продуктов питания. Рост он объясняет тем, что компании, которые не смогли получить бортовые устройства либо испытывают сложности с работой в системе «Платон», не могут оказывать услуги, а те, кто может, увеличивают стоимость своих услуг в отсутствие нормальной конкуренции. Цены на перевозки растут по всем направлениям и если раньше можно было ориентироваться по ценам на направления, они были более-менее стандартные, то сейчас нет точных цифр, рынок нестабилен и на одном и том же направлении цены могут отличаться вплоть до 200% в зависимости от наличия свободных машин, говорит Юлдашев. «Это отразится на цене товаров на полке», – добавляет Скрынник, на 2–3% в течение нескольких лет. Наибольшее влияние – на стоимость социально значимых товаров (масло, сахар, соль, яйца), а это в свою очередь неизбежно приведет к сокращению спроса и снижению доходности бизнеса производителей, предупреждает Скрынник.

По оценке председателя исполкома Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, влияние «Платона» на стоимость отдельных категорий товаров будет разная: для рыбы и дорогого мяса себестоимость вырастет на десятые доли процента, а для дешевых напитков, воды, молока, некоторых овощей – на 1,5–7%. «Для напитков очень значительна транспортная составляющая в конечной стоимости продукции, а ситуация в рознице и спросе на них не дает возможности нивелировать рост расходов на доставку за счет цен», – замечает Юшин. Обратная ситуация с мясом птицы и свининой, где, несмотря на рост себестоимости продукции, оптовые цены снижаются, и тут любой новый рост цен просто не будет поддержан спросом, замечает Юшин.

Конкуренция – лучший инструмент недопущения роста цен. Там, где нет конкуренции между транспортниками, цены на услуги транспорта и растут, объясняет Юшин последствия сокращения предложения по перевозке в отдельных регионах.

Источник: http://www.dairynews.ru/newsv/

Добавить комментарий