Volkswagen вылетает в трубу

  • Просмотров: 1 303

  • Нет комментариев

  • Дата: 24.09.2015

$18 млрд штрафа грозит концерну за попытку обойти экостандарты США

Агентство США по защите окружающей среды (EPA) уличило концерн Volkswagen в использовании хитроумного устройства, которое позволяло обходить строгие калифорнийские нормативы на выхлопы. Концерну грозит штраф в $18 млрд, но еще до всех санкций биржевые потери приблизились к $25 млрд, а взрывной волной накрыло и других европейских производителей. Этот скандал, без сомнения, войдет в историю мирового автопрома.

Перехитрили сами себя

В Калифорнии действуют одни из самых жестких требований к чистоте выхлопа автомобилей. Содержание вредных веществ определяется специалистами на специальных стендах. Судя по всему, бортовой компьютер некоторых моделей Volkswagen по косвенным признакам отличал, находится ли машина на стенде или используется в обычной жизни. Сам тестовый цикл стандартизован, поэтому идентифицировать его не так сложно. Во время стендовых испытаний у автомобилей VW включался режим повышенной экологичности, тогда как при обычной езде автомобили переходили на «грязную» программу.

Пока речь идет исключительно о «фольксвагеновском» дизеле EA189, который в США устанавливается на Volkswagen Golf, Passat, Jetta, Beetle и Audi A3. По данным EPA, выбросы токсичных окислов азота у автомобилей вне стенда превышали нормативы в 10−40 раз.

Как их поймали

Расхождение официальных и реальных показателей у автомобилей VW еще в мае 2014 года обнаружили специалисты Западного университета Виргинии. Через год собственное исследование провели EPA и CARB (Калифорнийский комитет по чистоте воздуха), а 3 сентября 2015 года руководство VW призналось в наличие программного кода, позволяющего обманывать экологов.

Зачем VW решился на дерзкий подлог?

С одной стороны, провокатором послужили весьма строгие калифорнийские стандарты. К примеру, выбросы окислов азота для дизелей лимитированы на уровне 0,03 г/км, тогда как самый передовой европейские стандарт Euro 6 разрешает 0,08 г/км.

Volkswagen вынашивал планы «дизелизации» США, и является одним из главных поставщиков дизельных легковушек в страну. Строгие нормы на выхлоп мешали реализоваться одному из плюсов дизелей: хорошую приемистость и высокий крутящий момент на средних оборотах.

Дело в том, что окислы азота появляются на режимах полной нагрузки, когда, например, водитель резко разгоняется со светофора. Их ограничение делает двигатель «туповатым», тогда как Volkswagen был заинтересован в том, чтобы дизель понравился американцам не только экономичностью, но и динамикой. Маленькая военная хитрость позволяла примирить требования экологов и маркетологов.

Мрачные перспективы

Согласно «Акту о чистоте воздуха» за каждый проданный автомобиль VW грозит штраф в $37,5 тысячи. При этом количество машин со злополучным мотором — около полумиллиона, поэтому в сумме набегает $18 млрд. Но это не самое страшное.

В первые же дни после объявления об экологическом подлоге акции VW потеряли порядка $15 млрд — инвесторы срочно избавлялись от акций, предвидя серьезные санкции, которые не могут не сказаться на прибыли. Последующие дни не принесли облегчения, и когда стало известно, что под подозрением находятся еще 11 млн автомобилей концерна, акции потеряли уже $25 млрд или более трети своей цены.

Для справки: в прошлом году оборот VW составил 202 млрд евро, а прибыль приблизилась к 15 млрд евро. Возможные потери от скандала могут превратить концерн к убыточный.

Действия Volkswagen осудило большинство стран, а в Европе, Южной Корее и Австралии власти инициировали проверки автомобилей концерна на соответствии их национальным стандартам. Акции европейских автопроизводителей после этого поползли вниз в свете опасений, что экологичность их продукции также могут проверить.

В США юристы готовят общественные иски против VW. Ситуация дошла до Конгресса. Не исключено, что против отдельных руководителей VW будут возбуждены уголовные дела. В пятницу, 25 сентября, совет директоров VW рассмотрит вопрос о продлении полномочий нынешнего главы концерна Мартина Винтеркорна: многие эксперты считают, что дни его в компании сочтены.

В настоящий момент остановлены продажи дизельных VW и Audi на территории Соединенных Штатов, а концерн обязали отозвать проблемные машины и перепрограммировать блок управления.

Потеря лица

Еще хуже потери репутационные. В России масштаб проблемы кажется преувеличенным — подумаешь, какой-то там невидимый газ в выхлопе. Но на Западе забота об экологии приобрела религиозный характер, и тот же VW активно продвигал дизели под флагом борьбы за снижение вредных выбросов (у американцев есть предубеждения к дизелям, как двигателям с черным дымом из выхлопной трубы). Соответственно, скандал пришелся в болевую точку, и многие граждане в Европе и США восприняли шаг VW как личное оскорбление.

Да, крупные концерны и прежде попадали в масштабные скандалы. Скажем, несколько лет назад козлом отпущения была Toyota: то коврики-убийцы, то западающая педаль газа, то «глючные» подушки безопасности Takata. Японская компания также получила миллиардный штраф и потеряла репутацию, но все-таки речь шла о форс-мажорных ситуациях. Японцев обвиняли в запоздалой реакции на проблему, но, по крайней мере, сама проблема возникла ненамеренно.

В случае с VW речь об умышленных действиях, поэтому доверие к концерну подорвано. Глава Мартин Винтеркорн в своей речи пообещал приложить все силы, чтобы завоевать это доверие обратно. Сколько лет критики будут припоминать VW экологическое мошенничество?

Так ли виноват VW?

Новость произвела эффект разорвавшейся бомбы, и, как часто бывает, реакция выглядит слегка преувеличенной. Концерну грозят серьезные финансовые трудности, которые, не исключено, затронут весь промышленный комплекс Германии.

Если уж становиться поборником экологии, то в тех же Штатах стоит обратить внимание на доминирование в автопарке больших и весьма неэкономичных автомобилей: шутка ли, тройка самых популярных машин — это пикапы во главе с Ford F-series. Расход топлива в 20−25 л/100 км никто из американцев не считает проблемой, и если уж на то пошло, двухлитровый VW со своим 40-кратным превышением выбросов относительно строгих нормативов вряд ли нанес непоправимый ущерб экологии США. Концерн можно обвинить в неподобающем поведении и обмане, но масштаб «экологической катастрофы» не стоит преувеличивать. Стоит ли такой проступок миллиардных штрафов — вопрос также открытый.

Последние годы VW активно развивался на рынке США, и для местных производителей ослабление конкурента в целом выгодно. Тем более, в отличие от многих компаний, VW располагает в Штатах лишь двумя заводами, на которых работает порядка 4 тысяч рабочих. Если даже они закроются — масштабные стачки профсоюзов властям не грозят.

ь

Впрочем, появилась и альтернативная теория заговора. Volkswagen на сегодня — крупнейший производитель автомобилей не только в Европе, но и во всем мире. Ему принадлежат марки Skoda, Audi, Seat, Porsche, Lamborghini, Bentley, Bugatti, MAN. Продажи составляют порядка 10 млн автомобилей в год. Но главное, на VW завязаны многие секторы немецкой промышленности, и ослабление позиций концерна — это удар по всей Германии и Европе в целом.

Сейчас судьба концерна во многом зависит от разнообразных решений, которые будут принимать уполномоченные деятели в США. Скандал можно раздувать, а можно спустить на тормозах. Штрафные санкции можно дополнить «уничтожением» концерна в прессе, а можно обойтись мягкими предупреждениями и попутно обнаружить нарушения у других производителей: мол, все воруют, что теперь… Сценариев много, и от них зависит не только VW, но и Германия как таковая. А это — неплохой рычаг воздействия на политиков в ЕС.

Артем Краснов

Добавить комментарий