ОСАГО: «Грабеж автомобилистов продолжится»

  • Просмотров: 28

  • Нет комментариев

  • Дата: 24.09.2018

Страховые компании намерены и дальше набивать свои сейфы за счет населения

В 2002 году был принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». С тех пор немало копий сломано в связи с ОСАГО, однако пока ситуация вызывает и недовольство, и вопросы всех сторон. И вот в Государственной Думе в четверг прошли парламентские слушания, посвященные совершенствованию этого Федерального закона.

Как напомнил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, возмещение ущерба, в аварийной ситуации, причиненного здоровью или жизни человека, составляет 500 тысяч рублей. А ущерба имуществу — 400 тысяч рублей. По словам Аксакова, на данный момент заключено и действует примерно 39 млн. договоров автогражданской ответственности. И ОСАГО позволяет многие вопросы, возникающие между участниками ДТП, решать цивилизованно.

Однако, как сообщил депутат, поступает немало жалоб, в том числе — в Госдуму, от автовладельцев. С просьбой поменять законодательство обращаются и страховщики. «К сожалению, много жалоб от избирателей на проблемы с заключением договоров, на отказы в заключении договоров. Есть жалобы с навязыванием дополнительных страховых услуг», — пояснил он.

Чтобы урегулировать некоторые проблемы, было принят решение, напомнил он, в соответствии с которым застрахованное лицо может отказаться от страховой услуги, если считает, что эта услуга ему не нужна и была навязана во время переговоров. Также введены электронные полисы. И на сегодняшний день примерно 47% всех полисов заключены именно таким образом.

Тем не менее ряд вопросов, по мнению Аксакова, остаются не урегулированными. Например, чтобы избежать вопросов, связанных с заключением договоров, некоторые депутаты предлагают осуществлять аудио- и видеофиксацию переговорного процесса. Причем, в случае некачественной записи трактовать ситуацию в пользу автовладельца, а не страховой компании.

Напомнил он и о введении, в основном — по просьбе страховщиков, нормы о «натуральном ремонте». И, как считает депутат, позитивную роль он сыграл. Однако Аксаков заметил, что остаются вопросы, связанные с учетом износа автомобиля при денежном возмещении.

«Если сумма средств, которая выделяется на ремонт автомобиля, не покрывает ремонт автомобиля, то оставшуюся сумму, как правило, по судебному решению, покрывает виновник ДТП. Зачастую это становится бременем для виновника, иногда — неподъемным в денежном выражении», — констатировал он. Так что этот вопрос также требует решения.

Предстоит депутатам подумать и об ужесточении санкций в отношении недобросовестных страховых компаний. Аксаков также считает не совсем справедливыми нынешние тарифы ОСАГО.

«Подавляющая часть нашего населения ездит добросовестно, не попадают в ДТП, но при этом платят примерно столько же, сколько и постоянные нарушители. В результате получается, что добросовестный водитель оплачивает недобросовестные действия на дороге тех, кто ведет себя агрессивно», — считает он. Поэтому, добавил парламентарий, вопрос о том, чтобы сделать более справедливой систему оплаты полисов, стоит на повестке.

По его мнению, добросовестный автовладелец должен платить меньше за полис ОСАГО, чем недобросовестный. А Центробанк (с 2014 года именно он регулирует страховые тарифы по ОСАГО) должен это жестко контролировать. «Чтобы так не было, что страховые компании повысили тариф, пользуясь более широким коридором, но при этом снижения тарифов для добросовестных автовладельцев не произойдет», — почеркнул он.

В свою очередь, зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин в ходе чтений сообщил, что тарифы на полисы ОСАГО могут быть снижены на 20% для внимательных и аккуратных автомобилистов. И наоборот — может быть поднята на 20% стоимость этого вида страховки для тех, кто часто попадает в аварии.

Как ранее заявлял замминистра финансов Алексей Моисеев, актуальным остается и вопрос повышения штрафов за езду без полиса, который сейчас составляет от 500 до 800 рублей. «Все-таки должна быть сопоставимость между штрафами и экономической составляющей, выгодой, которую человек получил», — сказал он в интервью РИА Новости. При этом отметил, что страховщики постоянно просят повысить штрафы, однако чиновники считают, что сначала следует разобраться с качеством ремонта.

Как всегда оригинален был лидер ЛДПР Владимир Жириновский, предложивший стимулировать граждан больше пользоваться автомобилем. «Вот машина стоит в гараже, владелец на ней не ездит. Может быть, наказывать его? Машина пропадает, он ничего не делает. Может, увеличивать сумму страховки и побуждать его продать машину? Чтобы на рынке было больше машин», — поделился идеей Жириновский, добавив, что граждане таким образом избавятся от «мертвого капитала» и сэкономят на налогах.

Лидер ЛДПР полагает, что через страховую систему нужно всячески помогать владельцам имущества чувствовать себя защищёнными законом, а страховым фирмам — давать зарабатывать.

Ратует он и за жесткие меры для неаккуратных или опасных водителей. «Главное здесь — избегать случаев мошенничества со всех сторон. У автохулиганов нужно конфисковать машины, а не выплачивать им страховку в случаях аварий, тем более по их вине», — считает Жириновский.

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин заявил, что добросовестные водители должны платить меньше. А вот к видеофиксации процесса заключения договора он относится скептически. Есть у Похмелкина и свои предложения по реформированию ОСАГО:

— Самое главное, чтобы страховые компании почувствовали себя партнерами для автовладельцев, для потерпевших. Сегодня этого нет. Сегодня страховые компании всячески пытаются избежать выплаты, если наступает страховой случай. Или занизить ее. А при заключении договора -правдами и неправдами навязать дополнительные услуги.

Люди это видят. Поэтому, конечно, растет число автовладельцев, которые перестали заключать договоры. Растет мошенничество на этом рынке. В общем, ситуация для страховщиков неблагополучная, но они спровоцировали ее сами.

 — Много нареканий вызывает ситуация с ремонтом.

— Страховая компания обязана обеспечить ремонт. Но беда-то в том, что ремонт проводится не там, где хотел бы пострадавший в ДТП. А в тех автосервисах, которые аффилированы со страховой компанией.

Надо обязательно предоставить право потерпевшему в ДТП самому выбирать автосервис, в котором он хотел бы произвести ремонт. А страховая компания должна его оплатить.

 — С чем это связано?

— Такой закон. В таком виде его пролоббировали страховые компании.

Адвокат и правозащитник Леонид Ольшанский, участвовавший в парламентских слушаниях, заявил «СП», что все происходящее — «дымовая завеса», а новые предложения носят антисоциальный характер. Их задача — набить сейфы страховых компаний:

— Самое главное — планируется продолжить грабеж автомобилистов. «Открытый коридор»? Некоторые правильно сказали: «Мы не верим вам. Меньше тарифы вы не сделаете. Вы сделаете их только больше».

Теперь — о самом главном нарушении Конституции. Часть 3 статьи 55 гласит: «Любое ограничение права граждан возможно только по федеральному закону». То есть — рубль сюда, рубль — туда, штраф, лишение свободы, конфискация — всё необходимо вносить в Кодекс через парламент. А нам говорят: «Вот Центробанк решение примет»…

То есть — снова все решает чиновник в тишине кабинета. Значит, теперь каждая компания будет, что называется, «от фонаря лепить горбатого». Это никуда не годится.

Некоторые ораторы приводили цифры, какие гигантские деньги собирают страховые компании. Где эти деньги?

Многие люди говорят: «А я езжу аккуратно, ни разу в жизни правила дорожного движения не нарушал. Почему должен платить?»

Давайте вслушаемся, как закон называется. По буквам будем разбирать. «Об обязательном страховании…» — чего? «…Гражданской ответственности…» — кого? Не водителя, а «…владельца транспортного средства». А владельцем может быть и ваша бабушка, и ваш дедушка, и агентство, и так далее.

А нам говорят: «Давайте сумму страховки поставим в зависимость от грехов водителя». Но у нас закон-то не о страховании административной ответственности водителя, а о страховании гражданской ответственности владельца. То есть — собственника. Таким образом нас хитро подтягивают к тому, что мы «убили» в Государственной Думе в 1997 году — к балльной системе учета нарушений. Только теперь подходят с другой стороны: раз нарушил, два нарушил — резко возрастет стоимость. Страхует собственник, а полис будет расти в зависимости от грехов водителя? А водитель часто неизвестен. Сейчас, в основном, нарушения на дорогах фиксируют видеокамеры.

Значит, куда не кинь — грубое нарушение российских законов и принципов социальной справедливости.

София Сачивко

Источник: http://svpressa.ru

Добавить комментарий